Правила игры в — Пул восьмерка (американский бильярд). Пул восьмерка и ее правила Правила игры в бильярд пул восьмерка

Правила игры Pool & 8 шаров

"Восьмерка" - игра по заказу. Игра ведется битком (белым шаром). Один игрок забивает одноцветные шары (1-7), другой - полосатые (9-15). Побеждает игрок, забивший все шары своей группы и положивший по заказу шар N 8

Установка шаров

Восьмой шар (черный) ставят в центр пирамиды. Цветные и полосатые шары чередуют, устанавливая в углах пирамиды шары разной группы. Битком необходимо из-за линии "дома" забить шар или довести минимум 4 шара до бортов. Невыполнение этого условия - ошибка. Партнер может тогда: продолжить игру с этой позиции; сделать разбой заново или попросить об этом партнера. Попадание битка в лузу при разбое - ошибка. Прицельный шар при разбое вылетел за борт - ошибка. В этом случае партнер или продолжает игру, или играет из-за "линии дома". Если при разбое падает 8-й шар в лузу, то партнер ставит заново пирамиду и разбивает шары, или ставит 8-й шар на заднюю точку и играет из этого положения. Если одновременно падают 8-й шар и биток, то партнер может заново разбить пирамиду или поставить 8-й шар на заднюю точку и играть из-за "линии дома".

Выбор шаров

После первого попадания в лузу определяется выбор забиваемых игроками шаров. Если первым при игре упал в лузу например полосатый шар, то игрок, забивший этот шар, должен дальше забивать только полосатые шары, а его партнер - сплошные.

Правильный удар

Необходимо забить шар в лузу или довести до борта биток или прицельный шар. Если биток попадает сначала в борт, затем в прицельный шар, то необходимо, чтобы биток или прицельный шар после этого коснулись бортов. Выскочившие прицельные шары - ошибка. Их устанавливают на заднюю точку по возрастанию номера шара вдоль продольной линии к короткому борту. Ошибка будет считаться, если: биток не попал в прицельный шар; при ударе битком в прицельный шар ни тот, ни другой не касаются бортов; биток падает в лузу; биток вылетает за борт; партнер задевает чем-либо любой шар; игрок бьет по шару, когда шары еще не остановились. При любой ошибке партнер играет "с руки", то есть ставит биток на любое место стола

Проигрыш

Игрок проигрывает партию, если: шар N 8 забит при ударе с нарушениями (исключение - при разбое); шар N 8 преждевременно упал в лузу; шар N 8 выбит за борт; шар N 8 упал в не заказанную лузу; шар N 8 упал в лузу одновременно с последним шаром своей группы

Информация предоставлена сайтом

Чтобы играть в бильярд на двоих с другом нужно время и хорошая компания, но онлайн Бильярд «Восьмёрка» (Ball Pool) лучше - можно играть с компьютером во весь экран в 3Д без ограничений! Вас ждёт соревнование по правилам игры в американский бильярд Пул 8 с одиночной или парной игрой на 2 игрока.

Это флеш игра в бильярд 3Д, идеально подходит экспертам из-за хорошей графики, удобного управления и возможности соревноваться с реальными игроками. Начинающим пригодится игра во весь экран в обучающем режиме - узнаете технику и правила пула и сохраняйте свои достижения без регистрации! Вы легко научитесь играть в бильярд «Восьмёрку», попрактикуетесь в своём умении для побед в реальности!

Особенности онлайн игры бильярд «Восьмерка»

  • реалистичное управление движения кием - это удобно, можно регулировать силу удара, видеть траекторию полёта шара;
  • 2 режима игрока + мод многопользовательского бильярда;
  • высокое качество звука и отличная графика для 3Д визуализации.

В американском бильярдном столе 6 луз, из них 4 расположены по углам, а остальные 2 по центру длинных бортов. Шары пронумерованы от 1 до 15, плюс белый шар «биток» для выбивания. Первые 7 пронумерованных шаров (1-7) одноцветные, известны как «цельные», а следующие 7 (9-15) двуцветные - «полосатые».

Как играть в американский бильярд Пул 8

Цель игры - забить все 7 шаров своей группы (полосатые либо цельные) и 8-й чёрный «восьмёрку» самым последним.

В начале игры 15 шаров помещаются в треугольник в центре стола. Белый шар кладётся в дом - это специально отмеченное на столе место. Участник, начинающий игру, разбивает пирамиду. Тип шаров игрока (цельные или полосатые) определяется по типу первого забитого.

Правила игры:

  • забивать шары нужно только битком, нельзя чтобы сам биток оказался в лузе;
  • при первом ударе кием, разбивая пирамиду, важно, чтобы не менее 3 шаров ударили в борт;
  • «восьмёрка» должна быть выбита самой последней, забивание её ранее, чем положено приводит к проигрышу;
  • в результате удара биток обязательно должен первым столкнуться со своим шаром.

Если не соблюдены перечисленные выше правила, у игрока наступает фол, это значит, что ход переходит к сопернику, при этом тот может устанавливать биток в любом удобном ему месте.

В онлайн версии бильярда «Восьмёрка» забивание мяча соперника в лузу не считается фолом. Вы проиграете игру, если противник забьёт свои шары первым. Бросьте вызов соперникам, чтобы стать чемпионом по бильярду с компьютером!

Бильярд – одна из популярнейших игр в современном мире, в нее можно играть как вдвоем, так и командой, то есть на вылет, при этом есть огромное множество разновидностей данного развлечения, каждая из которых пользуется большим или меньшим признанием игроков.

Правила игры в американский бильярд пул

Сегодня практически каждый новичок знает правила игры в Пул восьмерка (американский бильярд), ведь это не только интересное и азартное развлечение, но и своего рода спорт, подразумевающий победы и поражения. Для этой игры используются специальные столы, предназначенные конкретно для Пула, пятнадцать шаров различных цветов и с проставленной нумерацией, а так же профессиональные кии.

Расстановка шаров производится привычным способом с помощью треугольника, который плотно прижимает шары друг к другу и не дает им рассыпаться по полю. Каждый удар по битку осуществляется наклейкой, имеющейся на кие, если же допускается ошибка, автоматически объявляется фул. Переход хода от одного игрока к другому происходит в случае промаха, то есть если прицельный шар не попадает в лузу.

Первый ход по правилам игры в американский бильярд разыгрывается между участниками состязания путем разбивания установленного на столе, треугольника, а битки в свою очередь устанавливаются у переднего борта, цель – разбить пирамиду таким образом, чтобы прицельный шар коснулся заднего борта стола и вернулся к передней линии, чей шар окажется ближе к цели, тот и выигрывает право первого хода. В некоторых же случаях игроки просто тянут жребий, который и выявляет победителя, данный вопрос можно решить по договоренности.

Игра в американский бильярд пул является заказной, это означает то, что каждый игрок объявляет те шары, которые он, очевидно, может отправить в заранее намеченные лузы, точное попадание дает игроку дополнительные преимущества. Однако здесь стоит отметить, что первый удар не может быть заказным, он лишь дарит возможность игроку, который проводит его верно, и попадает в лузу, произвести следующий ход. Так как в игре используются пятнадцать шаров, они разделены на две группы «сплошные» и «полосатые» в каждой по семь штук, пятнадцатый шар выделяется на фоне остальных, он то и является целевым — восьмеркой. Смысл игры заключается в том, чтобы каждый игрок как можно быстрее стремился забить в лузы шары из своей группы «полосатой» или «сплошной» и раньше соперника использовать последний восьмой шар.

Удары в данной игре должны быть точными, причем биток по правилам игры в бильярд обязательно должен коснуться шаров своей группы и минимум один из них загнать в лузу. Если же этого не произошло, то прицельный шар, либо биток должен коснуться борта стола. Не могут считаться правильно сыгранными шары в следующих случаях:
Если удар был произведен неправильно,
Если не был сыгран непосредственно заказанный шар,
Если еще до удара объявили отыгрыш.
Нередки и случаи, когда прицельные шары выскакивают за борт игрового поля, в этом случае, осуществляется просто переход хода от одного игрока к другому, если же за борт улетает восьмерка, партия считается проигранной.

Поражение без продления игры может быть засчитано в случае:
1. Нарушения правил американского бильярда пул,
2. Вылета восьмерки за борт,
3. Восьмерка была забита в любую иную кроме заказанной лузы,
4. Была забита восьмерка, прежде чем в лузах оказались все семь шаров группы и так далее.
Безусловно, в основном в игре на определенной стадии явно проявляется лидер и проигравший, но бывают и такие моменты, когда каждый из игроков по три раза подряд совершает какие-то ошибки, в этом случае признается патовая ситуация и объявляется новая партия, призванная выявить настоящего победителя.

А также нижеследующими правилами:

1. ЦЕЛЬ ИГРЫ.
Данная игра является заказной, при этом в процессе игры используется биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от 1 до 15. Один из игроков должен сначала забить шары с номерами от 1 до 7 (сплошные), а другой - с номерами от 9 до 15 (полосатые). Побеждает тот, кто, забив шары своей группы, правильным ударом забивает восьмерку.

2. ЗАКАЗ (ДЖЕНТЕЛЬМЕНСКИЙ ЗАКАЗ).
При джентльменском заказе не объявляют очевидные прицельные шары и лузы. Если партнер не уверен, по какому шару или лузе наносится удар, то он вправе спросить об этом играющего. Удары от бортов, а также комбинационные удары (то есть, удары шарами или от шаров) не считаются очевидными, и в этом случае должен заказываться как прицельный шар, так и луза. При заказе, однако, не требуется указывать какие-либо дополнительные подробности.
Все неправильно забитые шары остаются в лузах независимо от того, принадлежат ли они группе играющего или его соперника.
Начальный удар не является заказным. Если при правильном начальном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок получает право на следующий удар.

3. РАССТАНОВКА ШАРОВ.
Шары расставляют в форме треугольной пирамиды с восьмеркой в центре, при этом передний шар пирамиды располагается на задней отметке, а по углам - полосатый и сплошной.

4. ПОПЕРЕМЕННОЕ РАЗБИТИЕ.
Победитель розыгрыша имеет право либо сам выполнить начальный удар (разбитие), либо передать его своему сопернику. При проведении индивидуальных соревнований игроки разбивают по очереди в каждой последующей партии.

5. НАЧАЛЬНЫЙ УДАР (РАЗБИТИЕ).
Разбитие считается правильным, если играющий (с руки из дома) (1) забьет какой-либо прицельный шар, или (2) доведет до борта, по меньшей мере, четыре прицельных шара. Невыполнение этих требований является нарушением, и вступающий в игру соперник имеет право (1) принять сложившуюся позицию и произвести очередной удар или (2) после повторной расстановки шаров произвести разбитие сам либо уступить его нарушителю.
Если при разбитии падает в лузу биток, то (1) все забитые при этом шары остаются в лузах (за исключением восьмерки), (2) объявляется фол, и (3) стол остается открытым. Вступающий в игру соперник производит удар с руки из дома.
ПРИМЕЧАНИЕ. При игре с руки из дома наносить удар по расположенным в доме прицельным шарам можно только путем отражения битка от противоположного (заднего) борта. Шары, расположенные вне дома, можно сыгрывать в любую лузу.
Выскакивание с разбития за борт прицельных шаров рассматривается как нарушение, при этом вступающий в игру соперник имеет право (Г) принять сложившуюся на столе позицию и произвести очередной улар или (2) произвести удар с руки из дома.
Если при разбитии в лузу падает восьмерка, то игрок имеет право произвести разбитие заново или, выставив восьмерку, продолжить игру. Если же при разбитии помимо восьмерки падает еще и биток, то вступающий в игру соперник имеет право повторить разбитие или, выставив восьмерку, начать игру с руки из дома.
ПРИМЕЧАНИЕ. Если партия играется на столах-автоматах (и к тому же не на официальных международных соревнованиях), то падение в лузу восьмерки при правильном разбитии приносит победу, а падение восьмерки вместе с битком - поражение в партии.

6. ОТКРЫТЫЙ СТОЛ.
Стол считается открытым до тех пор, пока ни одним из соперников не выбрана своя группа шаров (полосатых или сплошных).
ПРИМЕЧАНИЕ. Стол всегда открыт непосредственно после разбития. Когда стол открыт, можно наносить удар по сплошному шару, чтобы сыграть полосатый, и наоборот, то есть, на открытом столе все шары легальные. Однако если при открытом столе биток ударяет вначале по восьмерке, то ни один полосатый или сплошной не засчитывается в пользу играющего. Его серия заканчивается, все забитые шары остаются в лузах, а для вступающего в игру соперника стол остается открытым. При открытом столе все неправильно забитые шары остаются в лузах.

7. ВЫБОР ГРУППЫ ШАРОВ.
Разбитие не дает права выбора полосатых или сплошных шаров, даже если шары и той и другой группы оказались после разбития в лузах. После разбития стол всегда остается открытым. Выбор группы шаров производится лишь после того, как игрок при выполнении правильного удара (после разбития) положит заказанный шар в лузу.

8. ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР.
При выполнении любого удара биток должен вначале коснуться шара своей группы (легального шара), а затем (1) в лузу должен упасть какой-либо прицельный шар или (2) биток, или один из прицельных шаров должен дойти до борта.
ПРИМЕЧАНИЕ. До соударения с легальным шаром он может предварительно удариться о борт, однако после этого либо должен упасть в лузу прицельный шар, либо биток или какой-либо из прицельных шаров должны дойти до борта. Невыполнение этих требований влечет фол.

9. ОТЫГРЫШ.
Из тактических соображений игрок может принять решение забить очевидный прицельный шар и вместе с тем прервать свою серию у стола, объявив до удара отыгрыш. Отыгрыш считается правильным ударом. Если игрок хочет отыграться, забив очевидный прицельный шар, то он должен до удара объявить об отыгрыше своему сопернику. Если же этого не сделано, то игрок обязан произвести следующий удар. Все шары, забитые при отыгрыше, остаются в лузах.

10. ВЕДЕНИЕ ИГРЫ.
Игрок продолжает игру до тех пор, пока ему удается правильно и в соответствии с заказом забивать шары своей группы. Забив последний шар своей группы, он может забивать восьмерку.

11. ИГРА С РУКИ.
Если игрок нарушил правила, то вступающий в игру соперник играет с руки. Это означает, что он может расположить биток в любом месте стола. Данное правило удерживает игроков от совершения умышленных нарушений, которые могут поставить соперника в невыгодное положение. При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара.

12. НЕПРАВИЛЬНО СЫГРАННЫЕ ШАРЫ.
Прицельный шар считается неправильно сыгранным, если (1) при выполнении удара нарушены правила, или (2) не сыгран заказанный шар, или (3) до удара объявлен отыгрыш. Неправильно сыгранные шары остаются в лузах.

13. ВЫСКАКИВАНИЕ ЗА БОРТ ПРИЦЕЛЬНЫХ ШАРОВ.
Выскакивание за борт какого-либо прицельного шара является нарушением, и право удара переходит к сопернику. Если же за борт вылетает восьмерка, то партия считается проигранной.
Все выскочившие прицельные шары выставляются согласно "Общим правилам пула".

14. ИГРА ПО ВОСЬМЕРКЕ.
Если при игре по восьмерке произошло падение битка в лузу или совершено нарушение, не сопровождающееся падением в лузу или выскакиванием за борт восьмерки, то поражение не засчитывается. Вступающий в игру соперник играет с руки,

15. ЗАЧТЕНИЕ ПОРАЖЕНИЯ.
Игроку засчитывается поражение, если он совершает одно из следующих нарушений:
. восьмерка забита с нарушением правил;
. восьмерка и последний шар своей группы забиты при выполнении одного удара;
. во время игры восьмерка выскочила за борт;
. восьмерка забита не в заказанную лузу;
. восьмерка забита до того, как сыграны все шары своей группы.

16. ПАТОВАЯ ПОЗИЦИЯ.
Если каждый из игроков три раза подряд (итого 6 раз) по очереди нарушает правила, не стремясь (по мнению судьи) к победе в партии, так как это может привести к неминуемому поражению, то игра считается "патовой". После этого шары расставляют заново, и партия переигрывается.
ПРИМЕЧАНИЕ. При игре в "Восьмерку" за три нарушения подряд, совершенные одним игроком, поражение не засчитывается.

ПИРАМИДА
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА

Утверждены конференцией
Международного комитета по Пирамиде
26.11.2005 года в г. Алматы (Республика Казахстан) Введены в действие с 01.01.2006
Утверждены Всероссийской коллегией судей
и приняты на территории Российской Федерации 01.12.2005 года.

Правила подготовлены международной комиссией МКП по правилам в составе:
Гетманец А.И. (Молдова), Кадышев В.Д. (Россия), Леонтьев Ю.Н. (Украина), Лошаков А.Л. (Россия), Сащенков В.А. (Литва), Черванев Ю.Н. (Беларусь), при участии Кузьмичева Н.М. (Россия).
Под общей редакцией Председателя комиссии МКП по правилам
А.Л. Лошакова.

ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Правила игры в СНУКЕР

ЧАСТЬ 1 ОБОРУДОВАНИЕ

Измерения в скобках указаны с точностью до миллиметра.

  1. Стандартный стол

(a) Размеры. Игровое поле, ограниченное бортами, должно иметь размеры 11’8“ на 5’10“ (3 569 мм на 1 778 мм) с допуском по обоим измерениям ±“ (±13 мм).

(b) Высота. Высота стола от пола до верхней кромки борта должна быть в пределах от 2’9“ до 2’10“ (851 мм до 876 мм).

(c) Лузы

(i) Лузы должны быть расположены в углах (две у верхней точки - дальние лузы и две в районе балки - ближние лузы) и по одной на середине каждого длинного борта (средние лузы);

(ii) Растворы луз должны соответствовать шаблонам, утвержденным Всемирной Ассоциацией профессионального Бильярда и Снукера (WPBSA).

(d) Линия Балки и Балка. Прямая линия, проведенная в 29″ (737 мм) от нижнего борта параллельно ему, называется линией балки. Эта линия и пространство, которое она ограничивает, называется балка.

(e) Сектор “D”. Сектор “D” - это полукруг, расположенный в балке, с центром на середине линии Балки и радиусом 11″ (292 мм).

(f) Точки. Четыре точки отмечаются на центральной продольной линии стола:

(i) Особая точка (точка черного) расположена на расстоянии 12″ (324 мм) от дальнего борта и перпендикулярно ему;

(ii) Центральная точка (точка синего), расположена посередине между ближним и дальним бортами;

(iii) Точка пирамиды (точка розового), расположена посередине между центральной точкой и дальним бортом;

(iv) Середина линии балки (точка коричневого).

Еще две используемые точки расположены в углах Сектора “D”. Если смотреть со стороны ближнего борта, то точка справа — точка желтого, а точка слева - зеленого.

  1. Шары.

(a) Шары должны быть изготовлены из утвержденного материала, и иметь диаметр 52,5 мм (с допуском ± 0,05 мм);

(b) должны быть одинаковой массы (с допуском в 3 г для всего набора шаров); и

(c) шар или набор шаров может быть заменен по соглашению между игроками или по решению судьи.

  1. Кий. Кий не должен быть короче 3-х футов (914 мм) и существенно отличаться от традиционной и общепринятой формы и вида.
  1. Вспомогательное оборудование. Различные машинки для кия, длинные кии, удлинители и адаптеры могут использоваться игроками, столкнувшимися с трудными позициями, при выполнении удара. Можно использовать оборудование, обычно находящее у стола, а также оборудование, предоставленное игроком или судьей (см.также правило 18 части 3). Все удлинители, адаптеры и другие устройства должны иметь дизайн, одобренный Ассоциацией (WPBSA).

ЧАСТЬ 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Стандартные определения, используемые в данных Правилах, далее выделены курсивом.

  1. Фрейм. Фрейм в снукере охватывает период времени с момента начала (см. Часть 3 Правило 3(с)), при всех шарах, установленных, как описано в Части 3 Правило 2; каждый игрок играет в свой подход до тех пор, пока фрейм не завершится:

(a) уступкой любым игроком во время своего подхода;

(b) по требованию бьющего прицельный шар , который остался на столе, и разница в счете более семи очков в его пользу;

(c) окончательным сыгрыванием или фолом , когда черный шар, единственный прицельный шар , который остался на столе (см. Часть 3 Правило 4); или

(d) присуждением судьей согласно Части 3 Правилу 14(с)(ii) или Части 4 Правилу 2.

  1. Игра. Игра состоит из обусловленного регламентом или согласованного количества фреймов .
  1. Матч. Матч состоит из обусловленного регламентом или согласованного количества игр.
  1. Шары

(a) Белый шар является битком.

(b) 15 Красных и 6 цветных являются прицельными шарами.

  1. Бьющий и подход. Игрок, собирающийся выполнить удар или выполняющий его, является бьющим и остается таковым, пока не выполнен последний удар его подхода, либо не совершен фол , и судья не решит, что игрок покинул стол. Если не бьющий подойдет к столу вне своего подхода, он должен рассматриваться как бьющий при определении любого фола , который он может совершить, до того как покинет стол. Когда судья решит, что вышеуказанные условия были соблюдены, начинается подход следующего игрока. Его подход и право выполнить еще один удар заканчивается, когда:

(а) он не набирает очки после выполнения удара ; или

(b) он совершает фол ; или

(c) он требует у соперника играть снова после того, как соперник совершил фол .

  1. Удар

(а) Удар сделан, когда бьющий ударил биток наклейкой кия.

(b) Удар считается правильным, если не совершено никаких нарушений Правил.

(c) Удар не закончен, пока:

(i) все шары не остановились;

(ii) бьющий не встал в готовности для выполнения следующего удара либо не покинул стол;

(iii) любое оборудование, используемое бьющим , не было убрано в безопасное положение; и

(iv) судья не озвучил счет, относящийся к удару .

(d) Удар может быть сделан прямо или от борта , а именно:

(i) удар считается прямым , когда биток ударяет прицельный шар без первого попадания в борт;

(ii) удар считается ударом от борта , когда биток ударяется об один или более бортов перед ударом по прицельному шару .

(e) Если следующий игрок, после последнего удара в подходе соперника, выполняет удар/ударяет по битку до того, как все шары остановились, он должен быть оштрафован, как будто он был бьющим , и его подход заканчивается.

  1. Сыгрывание. Прицельный шар считается сыгранным , если после контакта с другим шаром и без каких-либо нарушений данных Правил, попадает в лузу. Этот процесс называется сыгрыванием .
  1. Серия (Брейк). Серия (брейк) - это множество сыгрываний последовательными ударами , сделанными игроком во время любого одного подхода в течение фрейма .
  1. Игра с руки

(a) Биток играется с руки:

(i) перед началом каждого фрейма ;

(ii) когда он попал в лузу;

(iii) когда он выбит со стола ; или

(iv) когда черный шар выставляется заново для определения победителя во фрейме при равном счете.

(b) Биток остается в этом состоянии, пока:

(i) не будет сыгран с руки должным образом;

(ii) не будет совершен фол в то время, когда биток уже установлен на стол.

(c) Считается, что бьющий играет с руки , когда биток играется с руки , как описано выше.

  1. Шар в игре

(a) Биток находится в игре , когда не играется с руки .

(b) Прицельные шары находятся в игре с начала фрейма и до тех пор, пока не будут сыграны или выбиты со стола .

(c) Цветные снова входят в игру , когда заново выставляются.

  1. Очередной шар. Любой шар, по которому можно без нарушения Правил ударить первым касанием битка , или по которому нельзя так ударить, но который можно сыгрывать , считается очередным .
  1. Заказанный шар

(a) Заказанный шар — это прицельный шар , который бьющий объявляет или обозначает удовлетворяющим судью способом и по которому он ручается ударить первым касанием битка .

(b) По требованию судьи бьющий должен объявить, по какому шару он собирается играть.

  1. Свободный шар. Свободный шар - это шар, который бьющий заказывает как очередной шар , когда биток оказывается в снукере после фола (см. Часть 3 Правило 12).
  1. Выбитый со стола шар. Шар выбит со стола , если он остановился не на игровой поверхности стола или не в лузе, или если он поднят бьющим, пока шар находился в игре, за исключением случая, предусмотренного Частью 3 Правилом 14(h).
  1. Штрафные очки . Штрафные очки присуждаются сопернику после любого фола.
  1. Фол. Фолом считается любое нарушение данных Правил.
  1. Снукер. Биток находится в снукере , если его путь по прямой линии при выполнении прямого удара по каждому очередному шару полностью или частично прегражден неочередным шаром или шарами. Если один или несколько очередных шаров можно ударить по самым его (их) краям без помехи со стороны любого неочередного шара или шаров, то биток не находится в снукере .

(a) При игре с руки биток находится в снукере , если он замаскирован, как описано выше, при всех возможных позициях его расположения внутри или на линиях сектора “D”.

(b) Если биток замаскирован более чем одним неочередным шаром, то

(i) ближайший к битку шар считается эффективно маскирующим шаром;

(ii) в случае равноудаленных от битка шаров все такие шары будут считаться эффективно маскирующими шарами.

(c) Если очередным шаром является красный, и биток замаскирован от удара по любому из имеющихся на столе красных разными неочередными шарами, то эффективно маскирующего шара нет.

(d) Бьющий находится в снукере , когда биток в снукере , как описано выше.

(e) Биток не может быть замаскирован бортом. Если изогнутая губа лузы преграждает путь битку и находится к нему ближе, чем любой из маскирующих неочередных шаров, то биток в снукере не находится.

  1. Занятая точка. Точка считается занятой , если шар не может быть помещен на нее без касания другого шара.
  1. Пропих. Пропих сделан, когда наклейка кия остается в контакте с битком:

(a) после того, как биток уже начал свое поступательное движение; или

(b) когда биток коснулся прицельного шара , за исключением случая, когда биток и прицельный шар почти касаются, — пропих засчитан не будет, если биток ударит в самый край прицельного шара .

  1. Перескок. Перескок сделан, если биток перелетает над любой частью прицельного шара , независимо оттого, коснулся он его в процессе или нет, за исключением:

(a) когда биток сначала ударит прицельный шар и затем перескакивает другой шар;

(b) когда биток подскакивает и ударяет прицельный шар , но не приземляется за дальней стороной этого шара;

(c) когда, после правильного удара по прицельному шару , биток перепрыгивает через этот шар после столкновения с бортом или другим шаром.

  1. Промах. Промах фиксируется, когда биток не попадает первым касанием по очередному шару и судья полагает, что бьющий не сделал достаточно хорошую попытку попасть по очередному шару.

ЧАСТЬ 3 ИГРА

  1. Описание. В снукер могут играть два и более игрока, каждый за себя или в команде. Игра протекает следующим образом:

(a) Каждый игрок используют один и тот же белый шар — биток и 21 прицельный шар : 15 красных стоимостью по 1 очку, и 6 цветных: желтый — 2, зеленый — 3, коричневый — 4, синий — 5, розовый — 6, черный — 7.

(b) Результативные удары в свой подход игроки делают поочередным сыгрыванием красных и цветных, пока на столе не останется ни одного красного, а затем цветных в порядке возрастания их стоимости.

(c) Очки, присужденные за результативные удары , прибавляются к счету бьющего .

(d) Штрафные очки за фолы прибавляются к счету соперника.

(e) Тактика, используемая в течение фрейма , заключается в том, чтобы оставить биток позади неочередных шаров таким образом, чтобы он оказался в снукере для следующего игрока. Если игрок (сторона) отстает от соперника в счете на большее количество очков, чем возможная стоимость всех оставшихся на столе шаров, постановка снукеров, в надежде получить очки от фолов , становится наиболее важной.

(f) Победителем фрейма признается игрок (сторона):

(i) набравший больше очков;

(ii) которому фрейм уступили;

(iii) которому победа присуждена по Части 3 Правилу 14(с) или Части 4 Правилу 2.

(g) Победителем игры признается игрок (сторона),

(i) выигравший большее или требуемое число фреймов ;

(ii) набравший наибольшее количество очков, если учитывается итоговая сумма очков;

(iii) которому победа присуждена по Части 4 Правилу 2.

(h) Победителем матча признается игрок (сторона), выигравший больше игр или набравший наибольшее количество очков, если учитывается итоговая сумма очков.

  1. Позиция шаров

(a) В начале каждого фрейма биток играется с руки , а прицельные шары устанавливаются следующим образом:

(i) Красные - в форме плотного равностороннего треугольника (пирамиды), верхний шар на центральной линии стола выше точки пирамиды, как можно ближе к розовому, но, не касаясь его, а основание треугольника ближе к дальнему борту и параллельно ему;

(ii) 6 цветных на точках, назначенных в Части 1 Правило 1(f).

(b) если при установке шаров на стол допущена ошибка, применяется Часть 3 Правило 7(с), фрейм начинается по Части 3 Правилу 3(с).

(с) После начала фрейма , находящийся в игре шар может быть очищен только судьей по обоснованной просьбе бьющего , и:

(i) позиция шара, если он не на точке, должна быть отмечена подходящим устройством для поднятия шара для очистки;

(ii) устройство, используемое для отметки позиции очищаемого шара, будет расцениваться как этот шар до тех пор, пока он не будет очищен и поставлен на место. Если любой игрок, кроме бьющего , коснется устройства или сдвинет его, судья должен объявить ПЕНАЛЬТИ, и игрок должен быть оштрафован, как будто он был бьющим , но без изменения очередности игры. Судья должен возвратить устройство или очищаемый шар на свою позицию по своему усмотрению, даже если устройство поднималось.

  1. Ход игры. Игроки определяют очередность игры с помощью жребия или по взаимному соглашению, победитель имеет право выбора, кто будет играть первым.

(a) Определенный таким образом порядок игры должен оставаться неизменным на протяжении фрейма , если только следующий игрок не потребовал играть дальше после любого фола .

(b) Игроки (стороны), выполняющие начальный удар , должны чередоваться в каждом фрейме в течение игры.

(c) Первый игрок играет с руки ; фрейм начинается после того, как биток выставлен на стол и вступил в контакт с наклейкой кия, или:

(i) когда сделан удар ; или

(ii) при адресации битка .

(d) Если фрейм был начат не тем игроком или стороной:

(i) он должен быть начат снова правильным игроком (стороной) без штрафа, если был сделан только один удар и не было совершено фола ; или

(ii) он должен быть продолжен, если был сделан еще один удар (помимо начального) или если был совершен фол по окончании первого удара; правильный порядок начала должен быть восстановлен в следующем фрейме , таким образом, что один игрок или сторона будут начинать три фрейма подряд; или

(iii) в случае объявления патовой ситуации (см. Часть 3 Правило 16), фрейм должен быть начат правильной стороной.

(е) Чтобы удар считался правильным , не должно произойти ни одного из нарушений, описанных ниже в Правиле 10 (Штрафы).

(f) Для первого удара в каждом подходе, до тех пор, пока все красные не покинут стол, красный или заказанный красным свободный шар является очередным шаром , и засчитывается стоимость каждого сыгранного в одном ударе красного или заказанного красным свободного шара .

(g)

(i) Если красный или заказанный красным свободный шар сыгран , то тот же игрок выполняет следующий удар, и очередным шаром является любой цветной на выбор бьющего ; в случае сыгрывания стоимость цветного засчитывается и цветной затем выставляется;

(ii) Серия продолжается поочередным сыгрыванием красных и цветных шаров, до тех пор, пока все красные не покинут стол, и, как только это произошло, вслед за последним сыгранным красным должен играться цветной;

(iii) Затем очередными шарами становятся цветные в порядке возрастания их стоимости согласно Части 3 Правилу 1(а), и когда очередной цветной сыгрывается , он не выставляется, за исключением случая, предусмотренного в Части 3 Правиле 4, и бьющий играет следующим ударом очередной цветной.

(iv) В случае если бьющий во время брейка совершит удар, когда все шары остановились, но до того, как рефери закончит выставление цветного, стоимость цветного не должна быть засчитана и применяются Часть 3 Правило 10(а)(i) или Часть 3 Правило 10(b)(i).

(h) Красные не выставляются заново на стол, будучи однажды сыгранными или выбитыми со стола , несмотря на то, что игрок может получить выгоду от фола . Исключения из этого правила предусмотрены в Части 3 Правилах 2(с)(ii), 9,14(f), 14(h), 15 и 18(b).

(i) Если бьющий не сыгрывает шар, он должен покинуть стол без промедления. В случае если он совершит любой фол до того или во время того, как покидал стол, он должен быть оштрафован, как описано в Части 3 Правило 10. Следующий игрок выполняет удар оттуда, где остановился биток, или с руки, если биток был выбит со стола, за исключением случая, когда позиция битка восстанавливается в соответствии с Частью 3 Правило 14(d).

(j) Если любой шар попадает в лузу и отскакивает на поверхность стола, то такой шар не считается попавшим в лузу. Бьющий не получает возмещения, даже если это случилось потому, что луза была переполнена.

  1. Конец фрейма, игры и матча

(a) Когда на столе остался только черный, первый результативный удар или фол заканчивают фрейм , если только не выполняются оба следующие условия:

(i) счет стал равным и

(ii) итоговая сумма очков не учитывается.

(b) Когда имеют место оба условия, описанные выше в (а):

(i) черный выставляется;

(ii) игроки жребием разыгрывают выбор очередности игры;

(iii) следующий игрок выполняет удар с руки ; и

(iv) следующий результативный удар или фол завершают фрейм .

(c) Если победителя игры или матча определяет итоговая сумма очков, и она равна в конце последнего фрейма , то игроки в этом фрейме должны следовать процедуре выставления черного, изложенной выше в (b).

  1. Игра с руки. Для игры с руки биток должен быть ударен с позиции внутри сектора “D” или с его линии, но играть можно в любом направлении.

(a) Судья должен ответить, если его спросят, должным ли образом помещен биток (то есть, не за пределами ли Сектора “D”).

(b) Если наклейка кия коснется битка при его установке, и судья считает, что бьющий не пытался выполнить удар , то биток еще не в игре.

  1. Удар по двум шарам одновременно. По двум шарам, отличным от двух красных или свободного шара и очередного шаров , нельзя ударять одновременно первым касанием битка .
  1. Выставление цветных. Любой цветной, попавший в лузу или выбитый со стола , должен быть выставлен до выполнения следующего удара , пока не начнутся финальные сыгрывания по Части 3 Правилу 3(g)(iii).

(a) Игрок не несет ответственность за любые ошибки судьи при выставлении любого шара.

(b) Если цветной выставлен ошибочно после сыгрывания в порядке возрастания стоимости согласно Части 3 Правилу 3(g)(iii), то он должен быть убран со стола без штрафа после обнаружения ошибки, и игра должна быть продолжена.

(c) Если удар сделан при неправильно выставленном шаре или шарах, то они будут считаться выставленными правильно для последующих ударов . Любой цветной, неправомерно отсутствующий на столе, должен быть выставлен:

(i) без штрафа, когда обнаружено его отсутствие из-за предыдущего недосмотра;

(ii) со штрафом игроку , если бьющий сыграл перед тем, как судья мог бы выставить шар.

(d) Если цветной должен быть выставлен, а его собственная точка занята , он должен быть помещен на свободную точку шара наибольшей стоимости.

(e) Если необходимо выставить более одного цветного, а их собственные точки заняты , то шар большей стоимости имеет приоритет в порядке выставления.

(f) Если все точки заняты , то цветной должен быть помещен как можно ближе к собственной точке, между этой точкой и самой близкой частью дальнего борта.

(g) При выставлении розового и черного, если все точки заняты и нет свободного места между соответствующей точкой и ближайшей частью дальнего борта, то цветной должен быть помещен как можно ближе к его собственной точке на центральной линии стола ниже точки.

(h) В любом случае, когда цветной выставляется, он не должен касаться другого шара.

(i) Выставляемый цветной шар должен быть помещен на обозначенное в данных Правилах место вручную.

  1. Касающийся шар

(а) Если биток остановился, касаясь другого шара или шаров, который является или может быть очередным, судья должен объявить КАСАЮЩИЙСЯ ШАР и указать, какого очередного шара или шаров касается биток . Если биток касается одного или нескольких цветных шаров после того как был сыгран красный (или свободный шар , номированный, как красный), судья должен попросить бьющего ДЕКЛАРИРОВАТЬ очередной цветной.

(b) Когда объявлен касающийся шар , бьющий должен играть битком от этого шара, не приводя его в движение, иначе будет зафиксирован пропих .

(c) Если бьющий обеспечивает неподвижность касающегося шара , то штрафа не будет в случае, если:

(i) этот шар очередной ;

(ii) этот шар может быть очередным и бьющий объявляет его таковым;

(iii) этот шар мог бы быть очередным , но бьющий объявляет очередным другой шар и первым касанием попадает по нему.

(d) Если биток остановился, касаясь или почти касаясь неочередного шара, то судья, если его спросят о касании, должен ответить ДА или НЕТ. Бьющий должен играть от него без касания, как описано выше, и должен попасть сначала в очередной шар.

(e) Когда биток касается одновременно очередного и неочередного шаров, то судья должен указать только на касающийся очередной шар. Если бьющий спросит судью, касается ли биток неочередного шара, то он должен ответить.

(f) Если судья уверен, что любое движение касающегося шара в момент удара не было вызвано действием бьющего , то он не должен объявлять фол .

(g) Если неподвижный прицельный шар , не касающийся битка во время проверки судьей, вошел в контакт с битком прежде, чем удар был сделан, то шары должны быть повторно установлены судьей на его усмотрение. Данное также применяется к касающемуся шару , который перестал касаться битка во время проверки судьей; все шары должны быть повторно установлены судьей по его усмотрению.

  1. Шар на краю лузы. Когда шар падает в лузу без попадания по нему другим шаром, и:

(a) он никаким образом не принял бы участие в текущем ударе , он должен быть выставлен обратно, и все набранные очки должны быть засчитаны.

(b) Если в результате удара в него мог бы попасть какой-либо вовлеченный в этот удар шар, и это произошло:

(i) без нарушения данных Правил, тогда все шары устанавливаются обратно, и тот же бьющий может повторить удар снова или выполнить другой удар по своему усмотрению;

(ii) с совершением фола , тогда бьющий должен быть оштрафован по Части 3 Правилу 10, все шары должны быть расставлены обратно, и следующий игрок имеет обычный выбор после фола .

(c) Если шар балансирует недолго на краю лузы и затем падает в нее, то считается, что шар попал в лузу и не выставляется обратно.

  1. Штрафы. Следующие действия являются фолами и за все фолы налагается штраф в размере четырех очков, если ниже, в пунктах с (а) по (d), не указан больший. Штрафы налагаются:

(a) В размере стоимости очередного шара за

(i) нанесение удара до выставления рефери цветного, сыгранного как свободный шар ;

(ii) нанесение удара по битку больше одного раза;

(iii) нанесение удара , когда обе ноги оторваны от пола;

(iv) игру вне очереди или нанесение удара до окончания очереди соперника вопреки Части 2 Правилу 6(e);

(v) игру с руки ненадлежащим образом, включая начальный удар ;

(vi) промах битком по всем прицельным шарам ;

(vii) падение битка в лузу;

(viii) снукер за свободный шар , за исключением случая в Части 3 Правило 12(b

Международные правила игры в 5 фишек дополняют устав и регламент UМВ (Международного союза бильярда). Эти Правила применяются на всех чемпионатах мира и официальных международных турнирах, признанных UMB. В отношении особых случаев игры, не предусмотренные настоящими Правилами, международные Правила судейства дают право судье самому выносить по ним решение, однако оно должно быть зафиксировано в протоколе встречи.
В случае возникновения непредвиденных обстоятельств по соревнованию в целом, решение принимает официальный представитель UMB (в нашем случае представитель ФБСР) после консультации с официальным представителем федерации - организатором и директором турнира (главным судьей).

1. Разметка точек и линий
Места, где устанавливаются фишки (кегли), помечаются отметками (всего пять отметок), проведенными мелом, карандашом или чернилами, по возможности тонко. Запрещается помечать эти места путем установки наклеек. Кроме того, отмечаются:
1. верхняя отметка, на расстоянии 100 мм от верхнего короткого борта (на средней линии - 710 мм от длинного борта),
2. отметка, расположенная в центре верхней половины игрового поля стола, - на ней располагается красный шар,
3. отметка, расположенная в центре нижней части бильярда, на линии установки шаров при розыгрыше начального удара (710 мм от нижнего короткого борта),
4. нижняя отметка, на расстоянии 100 мм от нижнего короткого борта, - на ней устанавливается шар соперника, при игре с руки, если верхняя отметка занята красным шаром и игрок решает играть в положении как при начальном ударе,
5. линии разметок проводятся мелом, карандашом или чернилами, по возможности тонко.
Укладывание других предметов разрешается только для линий на полу:
- средняя линия делит игровое поле на 1/2 части;
-линия размещения шаров соперника при розыгрыше начального удара;
-граница размещения ног при выполнении начального удара и удара с руки.

2. Цель игры
Цель игры состоит в достижении количества очков, установленного Положением о соревновании. Игрок, достигший первым установленное количество очков, выигрывает партию. Если во время последнего удара этот предел превышается, то общее количество очков у победителя сводится к этому установленному пределу. Играют по партиям, общее количество которых во встрече должно быть нечетным. Удары наносят поочередно, только наклейкой кия.

3. Розыгрыш начального удара
Судья устанавливает шары игроков на линии розыгрыша на расстоянии 30 см от длинного борта. Красный шар устанавливается на отметку, расположенную в центре верхней половины игрового поля стола. Устанавливаются на свои места 4 боковые и 1 центральная фишка. Если игроки не приходят к согласию, кому каким шаром сыграть, а также с какой половины начинать розыгрыш начального удара, то судья определяет это жребием. По команде судьи оба игрока примерно одновременным ударом посылают свои битки к верхнему борту, при этом оба шара должны быть в движении, прежде чем один из них достигнет верхнего борта. Если это правило нарушено, то розыгрыш повторяется. Игрок, который дважды нарушил это правило, проигрывает розыгрыш, т.е. теряет право выбора - либо самому сделать начальный удар, либо уступить его сопернику.
Розыгрыш считается также проигранным, если:
- если шар игрока сталкивается с красным шаром или с одной или несколькими фишками;
- если шар игрока коснулся длинного борта;
- если шар игрока зашел на половину соперника.
Если нельзя определить виновного или шары останавливаются на одинаковом расстоянии от нижнего борта, то розыгрыш повторяется.
Игрок, чей шар остановился ближе к нижнему борту, имеет право произвести начальный удар или уступить его сопернику.

4. Позиция при начальном ударе
1. а) Шар игрока, который должен произвести начальный удар, располагается в любой части нижней половины игрового поля стола;
б) шар соперника - на верхней отметке у короткого верхнего борта;
в) красный шар на отметке в центре верхней половины игрового поля стола.
2. Игрок, который начинает партию, установку битка производит только кием, в любой части нижней половины игрового поля, причем никакая часть этого шара не должна заходить за линию середины игрового поля.
3. В момент начального удара по крайней мере одна нога игрока должна касаться зоны (или линии) расположения ног, ограниченной продолжением линии длинного борта. После установки своего шара (битка) игрок должен играть им так, чтобы он вначале коснулся шара соперника.
4. Во время одной встречи игрок производит удары одним и тем же битком.
5. Начальный удар игроки производят по очереди до конца встречи, независимо от количества партий. При выполнении начального удара присваиваются очки.
6. Перерыв на 5 минут после второй партии, а если встреча из трех партий (перед «контровой»), если из пяти партий, то после второй и перед пятой «контровой».

5.Удар считается правильным, и игроку присваиваются положительные очки, если:
1. биток игрока касается шара соперника, а затем сбивает шаром соперника фишки;
2. биток игрока касается шара соперника, затем касается красного шара, а затем шар соперника и (или) красный шар сбивает фишки;
3. биток игрока касается шара соперника, затем шар соперника касается красного шара, а потом шар соперника и (или) красный шар сбивают фишки;
4. биток игрока касается шара соперника, затем красного шара, который получает удар от шара соперника, а затем фишки, сбивает шар соперника и (или) красный шар;
5. биток игрока касается шара соперника, а затем красного шара;
6. биток игрока касается шара соперника, а затем шар соперника касается красного шара;
7. биток касается шара соперника, затем красного шара и в это же время шар соперника касается тоже красного шара.

6. Удар считается правильным, но не приносит ни одного очка:
- если при выполнении своего удара биток игрока касается только шара соперника, а тот не сбивает фишки и не касается красного шара.

7. Удар считается неправильным и дает очки промаха
- тому, кто его произвел, и столько же положительных очков присваивается сопернику, если:
1) биток игрока не касается шара соперника;
2) биток игрока до касания шара соперника касается красного шара, а затем биток и (или) красный шар сбивают фишки;
3) если биток игрока после касания шара соперника сбивает фишки и при этом шар соперника и (или) красный шар сбивают фишки;
4) игрок производит удар не своим шаром;
5) игрок совершает одну или несколько ошибок, указанных в соответствующем пункте, и при этом во время данного удара достигаются положительные очки или нет. Все очки суммируются и присваиваются сопернику.

8. Присвоение очков
1. Значение очков фишек:
- боковые фишки (каждая) - 2 очка;
- центральная фишка, сбитая с боковой, - 4 очка;
- центральная фишка сбита одна, при этом расположение фишек (фигура) полное или нет - 8 очков.
2. Значение очков карамболя:
- карамболь битка в шар соперника, а затем в красный шар - 4 очка;
- карамболь рикошет, когда биток касается шара соперника, а затем шар соперника касается красного шара - 3 очка.
Для присвоения количества очков карамболя принимается во внимание только выполнение первого карамболя. Очки фишек и карамболя складываются для получения суммарного количества очков, полученных при одном ударе. Если за один удар получены положительные очки и очки ошибок, все очки присваиваются сопернику. При присвоении очков судья называет фамилию игрока, аналогично он поступает при присвоении суммарных очков ошибок в пользу соперника.

9. Отказ от игры во время партии
1. Игрок, который покидает свое место во время партии без разрешения судьи, проигрывает эту партию - ему засчитывается поражение.
2. Любой игрок, отказавшийся продолжать партию после указания судьи, исключается из соревнования.

10. Шары в контакте
1. Если биток игрока находится в контакте с одним или двумя шарами, игрок не имеет права посылать его прямо на этот или эти шары.
2. Если биток игрока находится в контакте с бортом, то он не имеет права играть на этот борт.
3. Для выполнения ударов игрок должен играть по битку либо отделением его от соприкасающегося шара (ударом «абриколь» - вначале битком о борт, затем в шар соперника), либо ударом сверху (массе), но так, чтобы не стронуть шар, находящийся в контакте с битком. Не ошибка, если шар, находящийся в контакте с битком, шевельнется только из-за того, что теряет точку опоры, которой ему был биток (см. п. 4.1.3 Правил WCBC).
4. Если в случае положения «шар в контакте» нет возможности совершить удар без ошибки, судья устанавливает три шара в начальное положение. При выполнении этого удара соответственно игрок не может получить положительные очки, он может сделать только отыгрыш, а соперник после отыгрыша может получить положительные очки (или очки ошибок).

11. Выскочившие шары
1. Шар считается выскочившим из бильярда, если он покидает бильярд или касается материала обрамления борта.
2. Сам факт выскакивания шара считается ошибкой (2 очка).
3. Если один или несколько шаров выскакивает из бильярда, то судья возвращает выскочившие шары на бильярд для удара с руки, если:
а) выскочил биток игрока, то судья устанавливает его на отметку возле короткого борта, противоположную той, где находится шар соперника, который должен произвести удар с руки. Если эта отметка занята или закрыта, то шар устанавливается на отметку, соответствующую шару, который занял или закрыл эту отметку у короткого борта;
б) выскочил шар соперника, то его размещают для удара с руки в части бильярда, противоположной той, где находится шар игрока, который только что совершил удар;
в) выскочил красный шар, то судья устанавливает его в начальное положение на отметку, где установлен красный шар. Если отметка занята или закрыта, то красный шар устанавливается на отметку, соответствующую шару, который занимает или закрывает отметку. Судья устанавливает шар игрока для удара с руки в часть бильярда, противоположную той, где находится шар игрока, который только что произвел удар (и выскочил красный шар).

12. Опрокидывание фишек
1. Фишка считается сбитой, если ее основание полностью теряет контакт с игровой поверхностью стола.
2. Фишка, уже сбитая, вернувшаяся в свое первоначальное положение (одна или несколько), считается опрокинутой, и ее очки засчитываются.
3. Фишка считается опрокинутой, если она сбита другой фишкой.
4. Не считается опрокинутой фишка, если она сдвинута с места установки, а основание остается в контакте с игровой поверхностью стола. Судья возвращает ее в свое первоначальное положение до выполнения следующего удара.
5. Не считается сбитой фишка, получившая удар, но при этом не потерявшая контакт с игровой поверхностью стола.
6. Если фишка, опирающаяся на биток, падает в результате движения битка от фишки, она не считается опрокинутой, а при движении битка на фишку она считается опрокинутой (судья имеет право убрать фишку, опирающуюся на любой из шаров, если это возможно, до очередного удара).
7. Если место одной или нескольких фишек полностью или частично занято шаром или шарами, судья убирает соответствующие фишки. Убранные фишки не учитываются в результате очередного удара и устанавливаются после освобождения места их установки.

13. Игра с руки
1. Если игрок совершает ошибку, его соперник получает возможность играть с руки за исключением ошибки, когда шар игрока после правильного касания шара соперника сбивает фишки.

2. В конце неправильного удара игрока судья берет в руку шар соперника, который должен производить следующий удар, и кладет его свободно в половину игрового поля стола, противоположную той, где находится шар игрока, совершившего ошибку. (Шар нарушителя остается в своем положении).

3. Игрок, производящий удар после удара нарушителя, устанавливает свой шар только с использованием кия в половине игрового поля, где положил этот шар судья, при этом никакая часть этого шара не должна выходить за среднюю линию бильярда.

4. Если шар нарушителя находится точно на средней линии бильярда, тогда шар игрока, производящего удар, устанавливается свободно в нижней половине игрового поля как для начального удара.

5. Игрок, который должен произвести удар с руки, решает сам, играть с руки в соответствии с вышеуказанным положением или попросить (потребовать) судью установить шар нарушителя на свое начальное положение - на верхнюю отметку у верхнего короткого борта. Если это положение занято красным шаром, тогда шар нарушителя устанавливается в другой части бильярда на соответствующую отметку, в этом случае игровой шар располагается в другой половине бильярда.

6. Если игрок, который должен произвести удар с руки, касается своего игрового шара до того, как судья его установит, игрок штрафуется, и удар с руки переходит к сопернику.

7. По просьбе игрока судья должен показать ему свой игровой шар.

14. Место игрока
Игрок, не выполняющий удар, должен ожидать своего удара, стоя или сидя на местах, предусмотренных для этого, воздерживаясь от жестов, и не должен производить шум, который может мешать его сопернику.

15. Ошибки (штрафы)
1. Если при проведении своего удара игрок делает несколько ошибок, то значение очков каждой ошибки складывается и начисляется сопернику.
2. Бывает ошибка со штрафом только очков фишек и карамболя без приведения игры с руки и без другого дополнительного штрафа: если игровой шар (биток) после правильного касания шара соперника сбивает фишки (а возможно, и делает карамболь), судья обозначает фишки. Все ошибки ведут к штрафу (2 очка) плюс штрафные очки за сбитые фишки и карамболь.
3. Следующие ошибки дают сопернику помимо упомянутых очков дополнительно еще 2 очка и возможность играть с руки, если:
а) судья устанавливает, что игрок производит удар не своим шаром, судья обозначает - неправильный шар;
б) игрок вначале попадает битком в красный шар до касания шара соперника, решение судьи - красный шар. За касание красного шара в этом случае налагается дополнительный штраф - 2 очка (итого 4 очка): 2 очка за промах + 2 очка за карамболь;
в) игрок сбивает своим битком вначале фишки, а затем касается им шара соперника, судья обозначает - фишки;
г) игрок не попал или попал неправильно в шар соперника, судья обозначает - шар соперника;
д) при выполнении удара за пределы бильярда выскакивает один или несколько шаров, штраф в 2 очка накладывается независимо от количества выскочивших шаров, судья обозначает - выскочивший шар;
е) игрок производит удар до того, как все три шара остановились, обозначается - шары в движении;
ж) игрок при проведении удара наносит удар не наклейкой кия, а другой частью кия, обозначается - наклейка;
з) при выполнении одного удара игрок касается наклейкой кия своего шара более одного раза, обозначается касание - у нас двойной удар;
и) игрок прикоснулся к шару или фишке с целью почистить их от грязи, вместо того, чтобы попросить об этом судью, обозначается касание - туш;
к) игрок смещает шар или фишку прямым или косвенным путем (мелком и т.д.) и если это смещение не является следствием проведения удара, обозначается касание - туш;
л) игрок бьет своим шаром прямо на шар соперника, соприкасающийся с битком, или играет прямо на борт своим шаром, соприкасающимся с бортом, решение - шар в контакте;
м) в момент удара по шару при начальном ударе или ударе с руки хотя бы одна нога игрока не касается пола или при начальном ударе или с руки игрок выходит за установленные границы всей ногой или частью (п. 14) - а по венгерскому переводу переступит частично или полностью черту на полу. Применение специальной обуви не разрешается;
н) при установке игрового шара (битка) для выполнения начального удара или с руки игрок касается этого шара чем-то другим, а не кием, или (и) касается этого шара до того, как судья установит его в положение игры с руки, обозначается касание - туш;
о) игровой шар или (и) красный шар перепрыгнул через фишки, прежде чем коснулся шара соперника, обозначается - перепрыгивание шара.
Примечание: при условии, что не будет опрокинута ни одна фишка, проход между фишками при нормальном прокатывании игрового шара по бильярду не считается ошибкой, а действительным (засчитываемым) ударом.
п) игрок касается любого шара (за исключением наклейки кия своего шара при ударе) или фишки до, во время или после удара кием, рукой, одеждой, машинкой и т.д.;
р) игрок делает пропих - толкает два шара одновременно.

16. Ошибки, не засчитываемые игроку.
Любая ошибка, вызванная третьим лицом или обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор) игроку не засчитывается.

29 января 2014 2468 При игре в "Восьмерку" следует руководствоваться "Общими правилами пула", а также нижеследующими правилами:

1. ЦЕЛЬ ИГРЫ.
Данная игра является заказной, при этом в процессе игры используется биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от 1 до 15. Один из игроков должен сначала забить шары с номерами от 1 до 7 (сплошные), а другой - с номерами от 9 до 15 (полосатые). Побеждает тот, кто, забив шары своей группы, правильным ударом забивает восьмерку.

2. ЗАКАЗ (ДЖЕНТЕЛЬМЕНСКИЙ ЗАКАЗ).
При джентльменском заказе не объявляют очевидные прицельные шары и лузы. Если партнер не уверен, по какому шару или лузе наносится удар, то он вправе спросить об этом играющего. Удары от бортов, а также комбинационные удары (то есть, удары шарами или от шаров) не считаются очевидными, и в этом случае должен заказываться как прицельный шар, так и луза. При заказе, однако, не требуется указывать какие-либо дополнительные подробности.
Все неправильно забитые шары остаются в лузах независимо от того, принадлежат ли они группе играющего или его соперника.
Начальный удар не является заказным. Если при правильном начальном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок получает право на следующий удар.

3. РАССТАНОВКА ШАРОВ.
Шары расставляют в форме треугольной пирамиды с восьмеркой в центре, при этом передний шар пирамиды располагается на задней отметке, а по углам - полосатый и сплошной.

4. ПОПЕРЕМЕННОЕ РАЗБИТИЕ.
Победитель розыгрыша имеет право либо сам выполнить начальный удар (разбитие), либо передать его своему сопернику. При проведении индивидуальных соревнований игроки разбивают по очереди в каждой последующей партии.

5. НАЧАЛЬНЫЙ УДАР (РАЗБИТИЕ).
Разбитие считается правильным, если играющий (с руки из дома) (1) забьет какой-либо прицельный шар, или (2) доведет до борта, по меньшей мере, четыре прицельных шара. Невыполнение этих требований является нарушением, и вступающий в игру соперник имеет право (1) принять сложившуюся позицию и произвести очередной удар или (2) после повторной расстановки шаров произвести разбитие сам либо уступить его нарушителю.
Если при разбитии падает в лузу биток, то (1) все забитые при этом шары остаются в лузах (за исключением восьмерки), (2) объявляется фол, и (3) стол остается открытым. Вступающий в игру соперник производит удар с руки из дома.

ПРИМЕЧАНИЕ. При игре с руки из дома наносить удар по расположенным в доме прицельным шарам можно только путем отражения битка от противоположного (заднего) борта. Шары, расположенные вне дома, можно сыгрывать в любую лузу.
Выскакивание с разбития за борт прицельных шаров рассматривается как нарушение, при этом вступающий в игру соперник имеет право (Г) принять сложившуюся на столе позицию и произвести очередной улар или (2) произвести удар с руки из дома.
Если при разбитии в лузу падает восьмерка, то игрок имеет право произвести разбитие заново или, выставив восьмерку, продолжить игру. Если же при разбитии помимо восьмерки падает еще и биток, то вступающий в игру соперник имеет право повторить разбитие или, выставив восьмерку, начать игру с руки из дома.

ПРИМЕЧАНИЕ. Если партия играется на столах-автоматах (и к тому же не на официальных международных соревнованиях), то падение в лузу восьмерки при правильном разбитии приносит победу, а падение восьмерки вместе с битком - поражение в партии.

6. ОТКРЫТЫЙ СТОЛ.
Стол считается открытым до тех пор, пока ни одним из соперников не выбрана своя группа шаров (полосатых или сплошных).

ПРИМЕЧАНИЕ. Стол всегда открыт непосредственно после разбития. Когда стол открыт, можно наносить удар по сплошному шару, чтобы сыграть полосатый, и наоборот, то есть, на открытом столе все шары легальные. Однако если при открытом столе биток ударяет вначале по восьмерке, то ни один полосатый или сплошной не засчитывается в пользу играющего. Его серия заканчивается, все забитые шары остаются в лузах, а для вступающего в игру соперника стол остается открытым. При открытом столе все неправильно забитые шары остаются в лузах.

7. ВЫБОР ГРУППЫ ШАРОВ.
Разбитие не дает права выбора полосатых или сплошных шаров, даже если шары и той и другой группы оказались после разбития в лузах. После разбития стол всегда остается открытым. Выбор группы шаров производится лишь после того, как игрок при выполнении правильного удара (после разбития) положит заказанный шар в лузу.

8. ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР.
При выполнении любого удара биток должен вначале коснуться шара своей группы (легального шара), а затем (1) в лузу должен упасть какой-либо прицельный шар или (2) биток, или один из прицельных шаров должен дойти до борта.

ПРИМЕЧАНИЕ. До соударения с легальным шаром он может предварительно удариться о борт, однако после этого либо должен упасть в лузу прицельный шар, либо биток или какой-либо из прицельных шаров должны дойти до борта. Невыполнение этих требований влечет фол.

9. ОТЫГРЫШ.
Из тактических соображений игрок может принять решение забить очевидный прицельный шар и вместе с тем прервать свою серию у стола, объявив до удара отыгрыш. Отыгрыш считается правильным ударом. Если игрок хочет отыграться, забив очевидный прицельный шар, то он должен до удара объявить об отыгрыше своему сопернику. Если же этого не сделано, то игрок обязан произвести следующий удар. Все шары, забитые при отыгрыше, остаются в лузах.

10. ВЕДЕНИЕ ИГРЫ.
Игрок продолжает игру до тех пор, пока ему удается правильно и в соответствии с заказом забивать шары своей группы. Забив последний шар своей группы, он может забивать восьмерку.

11. ИГРА С РУКИ. Если игрок нарушил правила, то вступающий в игру соперник играет с руки. Это означает, что он может расположить биток в любом месте стола. Данное правило удерживает игроков от совершения умышленных нарушений, которые могут поставить соперника в невыгодное положение. При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара.

12. НЕПРАВИЛЬНО СЫГРАННЫЕ ШАРЫ.
Прицельный шар считается неправильно сыгранным, если (1) при выполнении удара нарушены правила, или (2) не сыгран заказанный шар, или (3) до удара объявлен отыгрыш. Неправильно сыгранные шары остаются в лузах.

13. ВЫСКАКИВАНИЕ ЗА БОРТ ПРИЦЕЛЬНЫХ ШАРОВ.
Выскакивание за борт какого-либо прицельного шара является нарушением, и право удара переходит к сопернику. Если же за борт вылетает восьмерка, то партия считается проигранной.
Все выскочившие прицельные шары выставляются согласно "Общим правилам пула".

14. ИГРА ПО ВОСЬМЕРКЕ.
Если при игре по восьмерке произошло падение битка в лузу или совершено нарушение, не сопровождающееся падением в лузу или выскакиванием за борт восьмерки, то поражение не засчитывается. Вступающий в игру соперник играет с руки,

15. ЗАЧТЕНИЕ ПОРАЖЕНИЯ.
Игроку засчитывается поражение, если он совершает одно из следующих нарушений:
восьмерка забита с нарушением правил;
восьмерка и последний шар своей группы забиты при выполнении одного удара;
во время игры восьмерка выскочила за борт;
восьмерка забита не в заказанную лузу;
восьмерка забита до того, как сыграны все шары своей группы.

16. ПАТОВАЯ ПОЗИЦИЯ.
Если каждый из игроков три раза подряд (итого 6 раз) по очереди нарушает правила, не стремясь (по мнению судьи) к победе в партии, так как это может привести к неминуемому поражению, то игра считается "патовой". После этого шары расставляют заново, и партия переигрывается.

ПРИМЕЧАНИЕ. При игре в "Восьмерку" за три нарушения подряд, совершенные одним игроком, поражение не засчитывается.