Игры на переключение внимания для дошкольников. Игры на развитие внимания. Варианты дыхательных упражнений

1. Игра “Снежный ком”.

Цель игры – запоминать лова в определенном порядке.
Слова подбираются на определенную тему, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры – названия животных.
Взрослый говорит: кошка.
Ребенок: собака.
Взрослый: кошка, собака, корова.
Ребенок: кошка, собака, корова, коза.
И т.д.

2. Игра “Где чей домик”

Цель игры – развитие устойчивого внимания.
Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линии.

3. Игра “Слушай слово”

Цель – тренировка устойчивости и переключения внимания.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребенок должен хлопать в ладоши, когда встретиться слово, обозначающее, например, животное. Теперь предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания.

4. Игра “Корректор”

Цель – развитие устойчивости внимания.
Дайте ребенку небольшой текст и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую – либо букву (например “ф”). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике вместе с ребенком. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: “В каждой строчке зачеркни букву “а”, а букву “п” – подчеркни”. Усложненный вариант: “Зачеркни букву “а”, если перед ней стоит буква “р”, и подчеркни букву “а”, если перед ней стоит буква “н”. Фиксируйте время и количество ошибок. Не забывайте валить ребенка.

5. Игра “Раскрась вторую половинку”

Приготовьте несколько наполовину раскрашенных картинок (бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.) и попросите ребенка раскрасить вторую половину точно так же, как раскрашена первая.

6. Игра “Цифровая таблица Шульте”

Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти цифры. Скажите ему: “Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25”

7. Игра “Птица – не птица”

Вы читаете вслух стишки. Задача ребенка – внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее НЕ птицу, подать сигнал – пусть топает или хлопает в ладоши.

Образцы стишков:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…

***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи…

***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи…

***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы,
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни, воробьи…

***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы..

***
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!

8. Игра “Топ=хлоп”

Цель – развитие внимания и памяти.
Ведущий произносит фразы-понятия- правильные и неправильные. Если выражение верное, ребенок хлопает, если неправильное – топает.
Примеры:
Летом всегда идет снег – ТОП-ТОП!
Ночью светит луна – ХЛОП-ХЛОП!

9. Игра “Пуговицы”

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набор пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

10. Игра “Маленький жук”

Вы говорите ребенку: “Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!Внимание. Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук”. (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле). Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

11. Игра “Сосчитай и повтори”


Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождайте негромкими постукиваниями карандашом по столу. Ребенок должен сосчитать число ударов и одновременно запомнить предложение. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

12. Игра “Считаем и рисуем”

Цель – увеличение уровня распределения внимания (умение выполнять несколько дел одновременно).
а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания – 1 мин. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой – кружки, правой – треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.
Треугольники с “округленными” вершинами не считаются, так же как и круги с “углами”. Задача ребенка – нарисовать как можно больше треугольников и кругов.
Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.

13. Игра “Сосчитаем про себя”

Вы говорите ребенку: “Сейчас я буду читать тебе арифметические задачи. Ты должен решить их в уме. Полученные ответы также надо держать в уме. Результаты вычислений запишешь только тогда, когда я скажу”.
Содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности.
Вот несколько примеров:
1 класс – “Даны два числа: 6 и 3… Сложите первое число и второе… и от полученного числа отнимите 2… Затем отнимите еще 4… Пишите!..” (ответ: 3)
“Даны два числа: 15 и 23… Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа… отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7… Пишите!..” (ответ: 8)

2 класс – “Даны два числа: 27 и 32… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа… и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа… Пишите!..” (ответ: 4)
“Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа… и полученную сумму разделите на 4… Пишите!..” (ответ: 2)

3 класс – “Даны два числа: 54 и 26… Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа… и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа… Пишите!..” (ответ: 5)
“Даны два числа: 56 и 92… Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа… Пишите!..” (ответ: 27)

В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может отгадывать числа: “Загадай число… прибавь к нему 5, теперь отними 2… отними то число, которое ты задумал… и умножь полученную разницу на 4… У тебя получилось…”

14. Игра “Списывание”

Цель – развитие концентрации и устойчивости внимания.
Предложите ребенку без ошибок переписать такие вот строчки:
1. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР
2. РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА
3. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ
ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

15. Игра “Найди слово”

Цель – тренировки распределения избирательного внимания.
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Например, вы пишите (разумеется, одинаковым шрифтом):
бсолнце итранвстол рюджыметокно ггщшщатмашина
прстыюроза евнциджара мылрквтсумка лдчеврыба й

Ребенок вычеркивает все найденные внутри текста слова.

Для развития внимания полезны также упражнения “дорисуй по образцу”, “что изменилось” и “найди отличия”.

Игры и упражнения для развития внимания у детей дошкольного возраста

    Лабиринты.

Это задание рекомендуется использовать на первых этапах работы с ребенком, так как оно направлено на формирование необходимых для любой деятельности качеств: концентрации и устойчивости внимания, умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль – в данном случае – не допустить «ошибочный ход». Само задание, форма его предъявления, как правило, вызывают интерес у детей. С целью привлечения и удержания внимания ребенка можно сделать разные варианты лабиринтов по сложности и внешнему оформлению.

Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, дети постарше должны стараться следить только глазами:

    Найди различия

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста ребенка количество отличий может увеличиваться от 2-3 до 5-6. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь: « Посмотри, что держит в лапках зайка?» и т.д.

    Поиск парных изображений

    Найди сходства

Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа – несколько таких же объектов, но каждый из них отличается деталями. Один из них точно такой же, как и предлагаемый на образце, его и необходимо найти.

    Определение изменений, перестановок, произошедших на картинке, либо в помещении (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось):

Кто самый внимательный?

Эта игра подходит детям любого возраста. Участвовать могут сколько угодно человек.

На столе разложить от 5 и больше (в зависимости от возраста играющих детей) разнообразных предметов. Предложить детям рассматривать лежащие предметы в течение 1-2 минут. После этого все должны выйти из комнаты или отвернуться от стола. В это время ведущий меняет расположение предметов или убирает один (несколько) из них. Вернувшись к столу, дети должны постараться определить, что изменилось в расположении и количестве предметов. Побеждает в игре тот, кто первым отметит больше изменений.

Чем старше дети, играющие в эту игру, тем больше предметов можно раскладывать и тем больше изменений в их расположении и количестве производить. Маленьким детям легче запоминать крупные и сильно отличающиеся друг от друга предметы. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, раскладывая больше некрупных и даже похожих друг на друга предметов.

Что изменилось? (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

    Нахождение различных геометрических фигурок, "спрятанных" на картинке:

    Расставь точки

    Ребенок должен назвать последовательно цифры, которые вразнобой представлены в таблице (для детей, владеющих счетом до 10).

Допустимо одновременное называние и показывание цифр (указкой, пальцем). Усложненным вариантом является выполнение задания только на основе зрительного нахождения последовательности цифр.

    Нахождение нелепиц, несоответствий на картинках.

    Дорисуй

Предложить ребенку картинки, в которых не хватает каких-то деталей (стрелок у часов, колес у велосипеда, хвоста у кошки и т.п.), пусть попробует исправить ошибки художника и дорисовать.

    Обведи картинку.

Картинку, состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к следующим. В итоге должно получиться изображение, например, парохода.

    Найди предмет

Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо назвать их.

    Зачеркни

Ребенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов.

Для детей дошкольного возраста на первых этапах работы предлагается 2-3 строки (не более 24 знаков). А также предлагается зачеркнуть только один предмет в каждой строке. По мере занятий увеличивается количество предлагаемых для работы строк и количество предметов, которые ребенок должен зачеркнуть.

А также надо фиксировать время выполнения задания, например с помощью секундомера.

Данные указания относятся и к выполнению следующего упражнения.

    Корректор

Сначала ребенку предлагаются таблицы с крупно написанными и разделенными большими интервалами буквами.

Затем буквы пишутся более мелким шрифтом и расстояние между ними сокращается, затем может быть предложен стандартный бланк текста.

    Разведчики

Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

    Повтори узор

Взять два листа бумаги и расчертить на клетки (9, 12, 16) в нескольких клетках (для начала не более 5) нарисовать буквы, точки или другие одинаковые знаки. Ребенок в течение минуты должен запомнить расположение знаков и повторить его на втором листе. Со временем можно увеличивать число квадратов и знаков.

    Срисовывание по клеточкам

Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

    Раскрась вторую половинку.

Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Можно взять раскраску, попросить ребенка отвернуться, а в это время раскрасить часть картинки. Задача – определить, что закрашено. Чем больше деталей картинки закрашено, тем сложнее ребенку определить эти участки.

    Раскрась цветы в соответствии с условными обозначениями

    Найди тень

Игрушки оказались на солнце, а их тени перепутались. Определи, где какая тень должна быть, и соедини тени и игрушки линиями. Тень какого животного нарисована неправильно?

    Маленький жук

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

    Будь внимателен

    На каждую команду взрослого дети выполняют определенное движение: «Зайчики – прыгать», «Лошадки – скакать », «Птички – махать руками», «Раки – пятиться назад» .

    Когда взрослый поднимает руки вверх, ребенок хлопает, когда разводит в стороны – хлопает, опускает вниз – подпрыгивает. Движения выполняются медленно, постепенно увеличивая темп.

    Если взрослый поднимает руки вверх – ребенок хлопает; если руки в стороны – топает; руки вниз – замирает.

    Лесенка

И.П. – стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе.
Наши руки поднимаются по лесенке: на пояс, к плечам, над головой. Потом спускаются. Руки сначала двигаются вместе, потом по одной (догоняют друг друга). Взрослый показывает образец, ребенок повторяет. Взрослый меняет темп: быстро-медленно. Задача ребенка – внимательно следить за руками взрослого и воспроизводить движения в таком же порядке.

    Слушай хлопки

Движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды взрослого:

1 хлопок – ходьба по кругу;

2 хлопка – поза лягушки (присесть и скакать вприсядку)

3 хлопка – поза аиста (стоять на одной ноге)

4 хлопка – поза зайца

    Слушай и выполняй

Дети под музыку выполняют различные танцевальные движения. На первую остановку музыки действуют соответственно первой команде, на вторую остановку – второй и т.д.

Команда первая: «Повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять вверх».

Команда вторая: «Поднять правую руку вверх, левую руку вверх, опустить обе руки».

Команда третья: «Поднять правую ногу, опустить; поднять левую ногу – опустить; три раза подпрыгнуть на обеих ногах». Команды выполняются при выключенной музыке.

    Запретное число

Взрослый договаривается заранее с детьми, что во время звучания музыки будут произноситься какие-то числа. Если дети услышат слово «Восемь», они должны хлопнуть в ладоши. Под музыку дети идут по кругу и слушают счет. На счет «Восемь» дети хлопают в ладоши. (Усложнение: 2-3 числа и на них выполняются определенные движения).

    Кто летает?

Если взрослый назовет что-нибудь или кого-нибудь, способного летать, например, стрекозу, дети отвечают: «Летает» и показывают, как она это делает. Если взрослый спросит: «Поросенок летает?» – дети молчат и не поднимают руки.

Список слов: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, собака, вертолет и т.д.

    У кого длинный хвост

Дети образуют круг. Взрослый называет разных животных. Если у животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно. Могут быть названы такие животные: лошадь (длинный), коза (короткий), корова (длинный), лиса (длинный), заяц (короткий), овца (короткий), тигр (длинный), кот (длинный), медведь (короткий), свинья (короткий), осел (длинный), белка (длинный), и т.д. Взрослый поднимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

    Обманные движения.

Дети реагируют только на словесные команды, не обращая внимания на отвлекающие действия взрослого. Например, произнося команду «Руки вперед!», взрослый показывает положение «руки вверх». Все должны выполнить задание «руки вперед», а не «руки вверх».

    Тик-так-тук.

Дети идут колонной друг за другом. Взрослый подает сигнал «Тик», тогда все делают наклон влево-вправо; по сигналу «так» - останавливаются, а по сигналу «Тук» - подпрыгивают на месте. Все сигналы повторяются 5-8 раз. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Последовательность сигналов должна меняться. По окончании игры нужно отметить самого внимательного игрока.

    Четыре стихии

Взрослый дает команды – дети должны на них выполнять определенные движения:

«Земля» – опустить руки вниз;

«Вода» – вытянуть руки вперед;

«Воздух» – поднять руки вверх;

«Огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Кто ошибается, считается проигравшим.

    Зеваки

Держась за руки и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого (удар в бубен) делают 4 хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры.

    Запрещенное движение

    Взрослый определяет, какое движение будет запрещенным. Например, команда «руки в стороны». На данную команду дети должны остановиться. На другие команды дети выполняют соответствующие движения (руки вверх, руки вперед, вниз и т.д.) При этом они ходят по кругу.

    Взрослый заранее договаривается с детьми, какое движение должно быть запрещенным из следующих команд: «Зайчики – прыгать, лошадки – скакать; раки – пятиться; птицы – махать руками; аист – стоять на одной ноге».

    Нос-пол-потолок

Взрослый называет: «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на нос, пол, потолок (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать детей). Дети же показывают то, что называет взрослый.

    Покажи и повтори

Дети садятся в круг, каждому необходимо придумать действие, например, хлопнуть в ладоши, закрыть глаза и т.д. Первый игрок показывает движение, которое он придумал, второй - движение первого и свое и т.д. по часовой стрелке.

    Пожалуйста

Взрослый делает любые движения, обращаясь к детям с просьбой повторять за ним. Дети же повторяют в том случае, если взрослый добавляет слово «пожалуйста».

  • Из лесу вышло 5 крокодилов

Дети сидят в кругу. Взрослый, распределив номера между детьми, начинает:

Из лесу вышло 5 крокодилов.

Игрок №5 возмущается:

А почему 5?

А сколько? – спрашивает ведущий.

Четырнадцать! – отвечает игрок №5.

А почему 14? – начинает возмущаться игрок №14 и т.д.

Дети, вовремя не вступившие в игру выбывают.

    Сосед, подними руку (латышская игра)

Играющие, стоя или сидя, образуют круг и выбирают ведущего, который занимает положение внутри круга. Он ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к которому обратился ведущий, продолжает стоять (сидеть) не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из участников ошибся, т.е. поднял не ту руку, только попытался поднять руку или вообще забыл её поднять, то он меняется с ведущим ролями. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Внимание! Ведущий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому желает обратиться.

    Боб-Доб.

Дети усаживаются за длинным столом. С одной стороны стола - водящий. Кому-нибудь дают монетку (или другой мелкий предмет). Держа руки под столом, незаметно передают монетку друг другу. Внезапно водящий кричит: "Бобчинский, Добчинский, руки на стол!" Все должны немедлено положить руки на стол, ладонями вниз. В том числе и тот, у кого в руке в этот момент окажется монета. Водящий пытается угадать, у кого монета (по звуку, положению руки и т.п.). По его приказу руку надо поднять. Если водящий ошибся, игра повторяется, а если угадал, тот, у кого оказалась монета, становится водящим, а водящий садится со всеми за стол.

  • Мой волшебный сундучок

Участвовать в игре могут от двух ребятишек, при этом оптимальное число составляет 3-5 человек. Она не требует никакой специальной подготовки, играть в нее можно в любом месте. Участвовать в ней могут дети старше 5 лет.

Начинается игра с фразы: «Я достаю из моего волшебного сундучка книгу». Это может быть и какое-либо животное, предмет, пища или одежда. Следующий игрок должен сказать: «Я достаю из своего волшебного сундучка книгу и…» – он добавляет свой предмет. Следующий игрок будет «доставать из сундучка» уже три предмета, и так далее. Список предметов будет увеличиваться до тех пор, пока игроки в состоянии его запомнить. Тот, кто пропускает какое-либо название предмета или путает их порядок, выходит из игры. Победителем считается игрок, последним оставшийся в игре.

Можно посоветовать игрокам для лучшего запоминания порядка названных слов попытаться представить их в виде картинок. При этом в одной картинке должны быть задействованы несколько предметов, в той последовательности, в которой их необходимо назвать. Например, игрок должен произнести: «Я достаю из своего волшебного сундучка черепаху, книгу и шоколадку». Для того чтобы запомнить последовательность слов, можно представить себе черепаху, которая читает книгу и ест шоколад.

  • Имена

Эта игра представляет собой упрощенный вариант игры «Мой волшебный сундучок». Один из игроков называет свое имя. Второй должен повторить его имя и назвать свое. Третий повторяет первые два имени, прибавляя к ним свое. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы все имена повторялись именно в том порядке, как они были произнесены. Чем больше игроков, тем труднее им запомнить правильный порядок имен. Поэтому с маленькими детьми надо играть в небольшой компании, все время меняя игроков местами, чтобы изменялся и ряд имен.

  • Повторите!

Выбрать ведущего. Остальные игроки должны разместиться напротив него. Ведущий будет произносить различные слова, когда же он скажет: «Повторите», дети должны повторить то слово, которое последует за «Повторите». Если же это ключевое слово не звучит, дети должны молчать. При этом игру следует вести в достаточно быстром темпе, а ведущему следует стараться как можно больше сбивать и путать игроков.

Примером его речи могут служить следующие слова:

Повторите – дом. (Дети должны повторить).

Повторите – игрушка. (Должны повторить).

Повторяете за мной – кино. (Все должны молчать).

Ведущий должен постепенно увеличивать темп игры.

Говорите – кошка. Повторите – буфет. Повторяйте – река. Скажите – медведь. Повторите за мной – колбаса, и т. д.

Игроки, делающие ошибки, повторяя то, что не следует, выходят из игры. Победителем объявляется тот игрок, который меньше всех ошибается или не делает ошибок вовсе.

  • Садовник

Желательно, чтобы число участников было не меньше 10. Выбрать ведущего. Все дети берут себе названия цветов. Ведущий начинает игру, произнося следующий текст: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…», и называет один из цветков из числа избранных детьми. Например, "…кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!». Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например, «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» и т. д. Если ребенок не откликнулся, когда назвали его цветок, или «влюбился» в того, кого здесь нет, то он проиграл. Игра начинается сначала.

  • Детектив

Эта игра подобна предыдущей, но в нее больше любят играть мальчики. Оптимальное число игроков должно быть не менее 7-10.

Выбрать ведущего – это и будет «детектив». Он должен выйти из комнаты. В это время дети распределяют между собой цвета. «Детектив» должен войти в комнату и начать игру словами: «Внимание! Совершено ограбление! Пропали серебряные часы. Я считаю, что часы у «Синего». «Синий» должен ответить: «Нет, часов у меня нет. Часы у «Красного». «Красный» в свою очередь должен назвать другой цвет, и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из играющих не назовет цвет, который в игре не представлен, или не откликнется. Проигравший сам должен стать «детективом».

  • Солнышко!», «Камешки!», «Заборчик!

Ведущим должен быть взрослый. Посадите или расставьте детей полукругом и встаньте к ним лицом. Поочередно громко и отчетливо отдавайте детям команды: «Солнышко!», «Заборчик!», «Камешки!», постоянно меняя слова местами. Дети должны реагировать на каждое слово соответствующим образом. Если вы говорите: «Солнышко!», они должны поднять руки с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами. При слове «Камешки!» дети должны поднять руки со сжатыми кулаками. Когда вы произносите: «Заборчик!», дети поднимают руки с раскрытыми ладонями, но пальцы их плотно прижаты друг к другу. Темп игры вы должны постепенно ускорять. Ребятишки, сделавшие ошибку, выбывают из игры. Победителем считается игрок, оставшийся последним. одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), начинающихся на звук "К", "Т" или "С". Можно усложнить задание, дав несколько признаков одновременно.

    Съедобное – несъедобное

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

    Лови – не лови

Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Договоритесь, что можно ловить мяч, если сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слова, его нужно отбить. Усложняя игру, добавляем слово «Не лови!»

    Скажи наоборот

    Ребенку предлагаются отдельные фразы, на которые он должен давать ответы «Да» или «Нет» (инструкция: «Если я говорю правильно, ты отвечаешь: «Да», если неправильно – «Нет»).

Примерные фразы:

«Платье одевает девочка» - «Да».

«Зубы чистят щеткой» - «Да».

«У волка три хвоста» - «Нет» и т.д.

    На правильные суждения ребенок должен говорить: «Нет», а на неправильные – «Да».

Примерные фразы:

« На елке выросли яблоки» - «Да».

«Осенью опадают листья с деревьев» - «Нет» и т.д.

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание : воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель : развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия : небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель: развивать наблюдательность.

Описание : играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель : развивать внимание, память.

Описание: воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель : развивать внимание, пространственное мышление.

игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание : воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание : ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Приложение 2

Игры на развитие внимания

у детей старшего дошкольного возраста.

1. «Какой фигуры не стало?»

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур разного цвета. Например: квадрат – красный, круг – зеленый, треугольник – желтый, ромб – оранжевый, овал – голубой, прямоугольник – синий, трапеция – фиолетовая.

Дети запоминают порядок их расположения. Затем фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало и какого она цвета.

2. «Хлопни – топни»

Педагог называет слова, а дети по договоренности должны отреагировать на некоторые из них. Например, они хлопают в ладоши, когда встретится слово, обозначающее школьную принадлежность; топнуть ногой на слово, обозначающее животное.

Вариант предлагаемой серии слов: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, вилка, ручка, стул, медведь, пенал, мак, кит, портфель, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан, муравей.

3. «Веселые спортсмены»

Педагог договаривается с детьми о том, что он будет показывать карточки со схематическим изображением веселых спортсменов. Фигурки отличаются друг от друга различным пространственным расположением рук и ног (руки в стороны, ноги в стороны, руки вверх, ноги в стороны и др.). Детям нужно в точности передать движения, изображенные на карточке.

DIV_ADBLOCK292">


5. «Магазин»

Детям предлагают демонстрационный материал форматом A3 (рис. 1).

П е д а г о г. У Овечки был магазин. Посмотрите на полки и ответьте на вопросы:

– Сколько полок в магазине?

– Что находится на нижней полке, средней, верхней?

– На какой полке стоят чашки?

– Сколько в магазине матрешек (больших и маленьких)?

– На какой полке они стоят?

– Сколько в магазине мячей (больших и маленьких)?

– На какой полке они стоят?

– Что стоит слева от пирамиды (справа от пирамиды)?

– Слева от кувшина, справа от кувшина?

– Слева от стакана, справа от стакана?

– Что стоит между маленькими и большими мячами?

Однажды под Новый год в магазин пришел Серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотрите внимательно и скажите, что купил волк (детям предъявляется демонстрационный материал форматом A3, рис. 2).

На следующий день в магазин пришел Заяц и купил новогодние подарки для своих зайчат (показывает демонстрационный материал, рис. 3). Что купил Заяц?

рис.1 рис.2 рис. 3

6. «Воспроизведи картинку»

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки – 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

https://pandia.ru/text/80/163/images/image006_40.jpg" width="513" height="63 src=">

8. «Опиши предметы»

Задание состоит в том, чтобы внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение 1-2 минут показывайте несколько из них (например, карандаш, камешек, пуговица, расческа и другие). Затем закройте их и предложите ребенку подробно описать каждый предмет, его величину, цвет.

Эту же игру можно проводить с участием людей, то есть рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, месте расположении, выражении лица и т. д.

9. «Построй в темноте»

На столе лежат 10-12 кубиков или спичечных коробков, оклеенных цветной бумагой. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются разной высоты.

Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он упал, без шести, так как поставить шесть кубиков один на другой очень легко. На большом столе могут строить одновременно двое или трое детей.

Усложнить игру можно включением в набор кубиков разного размера и формы.

10. «Кто лучше нарисует?»

Детям раздают листы бумаги и карандаши. Затем детям завязываются глаза и предлагается нарисовать (в определенной последовательности) домик с двумя окнами, дверью, забором и двумя деревьями по обеим сторонам домика: «Нарисуйте трубу, окно слева, дверь, дерево с правой стороны, крышу… . А теперь откройте глаза и посмотрите, что у вас получилось.

Рисовать можно разные рисунки: лицо человек, человека во весь рост, машину и другое.


Игры на развитие внимания дошкольников

Внимание – основное психическое свойство человека. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание – невольная сосредоточенность на объекте или явлении, имеющих для ребенка эмоциональное значение. Интерес – мощнейший фактор концентрации внимания. Если предмет или ситуация неинтересна ребенку, внимание сосредотачивается с помощью волевого усилия. Такое внимание называется произвольным. Высшей формой внимания является наблюдательность – сознательная концентрация внимания на конкретном объекте. Игры на развитие внимания дошкольников формируют подготовку к переходу непроизвольного внимания к произвольному.

Игры на развитие внимания дошкольников – Умение сосредоточиться

«Построй в темноте» (не подходит для детей, боящихся темноты!)

На стол положить несколько кубиков. Ребенок запоминает, где лежат кубики, а потом с завязанными глазами пытается построить башню из кубиков. Игра помогает сосредоточиться.

«Лови – не лови!»

Взрослый бросает мяч, ребенок ловит. Договоритесь, что можно ловить мяч, если сказано: «Лови!». Если мяч брошен без слова, его нужно отбить. Усложняя игру, добавляем слово «Не лови!»

Внимание к звукам, словам, речи

«Пройди тихо!»

Водящему завязывают глаза. Другой участник старается незаметно пройти мимо. Если водящий услышал – хлопает в ладоши.

«Кто поет?»

Взрослый постукивает деревянным карандашом (или металлической палочкой) по нескольким предметам на столе. Звук у каждого предмета разный. Ребенок внимательно прислушивается, какой звук издает предмет. Потом отворачивается и пробует угадать, по какому предмету ударяет взрослый.

«Повтори за мной»

Взрослый называет 3-4 слова, ребенок внимательно слушает, а потом повторяет в той же последовательности.

«Сказочники»

Взрослый читает сказку по частям (1-2 предложения), потом задает вопросы по смыслу. Например,

«Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны.» – Что у солдата за спиной? Что у него на боку?

За каждый правильный ответ – фишка. Сколько фишек сегодня, сколько завтра? Эта игра сослужит хорошую службу ребенку в школе.

Внимание к знакам, рисункам, буквам

«Рассмотри картинку»

а) Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого взрослый задает вопросы о крупных объектах, изображенных на картинке: Что нарисовано в центре? Справа? Слева? Какого цвета? Есть ли круглые предметы? и т. д. Постепенно задания можно усложнять, спрашивая о мелких предметах.

б) Рассматривает раскраску. Отворачивается. В это время взрослый закрашивает детали картинки. Ребенок должен показать, где закрасили. По мере раскрашивания, угадывать становится сложнее, так как чистой картинки остается меньше.

«Зачеркни фигурку»

Наберите на компьютере (или нарисуйте) крупным шрифтом несколько рядов букв, цифр, фигур. Например:

Предложите ребенку зачеркнуть только круги. Потом можно предлагать зачеркивать знакомые буквы или цифры.

«Запомни и расставь точки»

Заготовьте квадратики на листе в клеточку. На одном из них проставьте точки. Предложите ребенку запомнить расстановку точек и повторить ее в пустом квадратике. Постепенно можно увеличивать число точек и число клеточек в квадрате.

Внимание к движениям

«Обезьянка»

Будем по очереди показывать разные движения и повторять друг за другом.

«Лесенка»

И. П. – стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе.

Наши руки поднимаются по лесенке: на пояс, к плечам, над головой. Потом спускаются. Руки сначала двигаются вместе, потом по одной (догоняют друг друга). Взрослый показывает образец, ребенок повторяет. Взрослый меняет темп: быстро-медленно. Задача ребенка – внимательно следить за руками взрослого и воспроизводить движения в таком же порядке.

«Хлопай-топай»

Условие: если взрослый поднимает руки вверх – ребенок хлопает; если руки в стороны – топает; руки вниз – замирает.

На прогулке

Во время прогулки или отдыха на природе тоже можно организовать игры на развитие внимания дошкольников.

«Найди игрушку»

Взрослый прячет игрушку на детской площадке (на полянке), ребенок ищет. Потом меняются ролями.

«Разведчики»

Будем наблюдать за природой или местностью вокруг нас. Кто больше найдет: а) все зеленое; б) все круглое; в) все мягкое и т. д.

Одним из вариантов развития внимания может стать четвероногий друг. Тем более, что щенки йорка недорого можно приобрести даже через интернет магазин . Главное, после покупки не забудьте обучить ребенка основным навыкам ухода за ним.

Садовник»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Все остальные берут листочки и ручки, чтобы записывать свои ответы. Ведущий называет страну.

Игроки должны внимательно слушать ведущего и записывать, какие растения произрастают в той или иной стране. Победителем будет тот, у кого больше правильных ответов.

Игру можно разнообразить. Вместо растений можно записывать названия животных.

Самый внимательный читатель

Выбирается ведущий. Все остальные берут листки бумаги и ручки. Ведущий называет названия книг, сказок, а игроки должны написать на листочке всех героев, которые есть в той или иной книге или сказке. Победителем будет тот, кто назовет правильно больше всех персонажей того или иного произведения.

Один, два, три

Дело в том, что при счете ведущий намеренно пропускает некоторые цифры. Задача игроков – внимательно следить за счетом, чтобы впоследствии определить, какие именно цифры пропущены. Победителем будет тот, кто правильно назовет все пропущенные цифры.

Найди ошибку

Для детей среднего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Он должен произносить вслух определенные слова. Но некоторые из них он будет произносить неправильно: например, не там поставит ударение или пропустит букву. Например, слово «внимательный» он произнесет так: «внимательный», то есть «забудет» мягкий знак. Задача всех участников игры – следить за ведущим, чтобы впоследствии назвать все его ошибки. Победителем в игре будет тот, кто назовет больше ошибок.

«Земля, воздух, вода»

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выбирается ведущий. Он называет животных, птиц, рыб. Задача участников игры – сказать, где водится названное животное, то есть – на земле, в воде или в воздухе. Все это должно происходить следующим образом: ведущий говорит, например: «Сайгак!», обращаясь к кому-нибудь из игроков, и тот должен быстро сказать: «Земля!», потому что сайгак живет на земле. Ведущий называет: «Скат!» и обращается уже к другому. Тот должен быстро ответить: «Вода!», потому что скат живет в воде. Так проходит игра.

За каждый быстрый и правильный ответ игроку засчитывается очко, а если игрок замешкался или не успел ответить правильно, очко у него вычитается. В конце игры подсчитывается общий результат. Победителем будет тот, у кого больше очков.

«Земля, воздух, вода, огонь»

Для детей среднего школьного возраста.

Выбирают ведущего. Игроки встают в круг. Ведущий берет в руки мяч, который он будет бросать кому-нибудь из игроков, называя какую-то природную стихию: землю, воздух, воду или огонь.

Когда ведущий говорит: «Вода», игрок, поймавший мяч, должен быстро назвать какую-нибудь рыбу или морское животное, иначе он выйдет из игры.

Если ведущий произносит: «Земля», игроки называют какое-нибудь животное, при слове «воздух» – птицу. Услышав слово «огонь» и летящий в его сторону мяч, игрок должен отбить его обратно ведущему. Если он этого не сделает, значит выходит из игры. Победителем будет последний игрок, оставшийся в игре.

«Назови песню»

Выбирается ведущий. Он должен называть какие-то слова.

Задача участников игры – вспомнить песню, в тексте которой есть названное слово. Например, ведущий говорит: «Девочка!». Кто-то вспоминает песню: «То ли девочка, а то ли виденье».

За каждый быстрый и правильный ответ засчитывается очко. За каждый неправильный ответ засчитывается штрафное очко. В конце игры победителем будет тот, кто наберет больше очков.

«Лучший слушатель»

Выбирается ведущий. Он читает вслух. Каждый игрок берет ручку и листок бумаги. Задача – внимательно слушать ведущего и записывать на листок все существительные, которые встретятся в прочитанном отрывке. Ведущий может читать отрывок из любой книги, желательно интересный и увлекательный эпизод, чтобы всем было интересно. Победителем будет тот, кто больше напишет существительных из прочитанного отрывка.

Игру можно разнообразить – вместо существительных игроки должны записать глаголы, потом прилагательные, можно выбирать даже предлоги. Такая игра развивает внимание, что обязательно пригодится на школьных уроках.

Скоростное чтение

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Сложность в том, что читать придется особым образом. Поэтому желательно подготовиться заранее – написать текст на бумаге, не делая между слов промежутков и исключив знаки препинания. Это первая ступень подготовки текста. Далее ведущий должен разбить текст по своему усмотрению, чтобы слова выглядели совсем по-другому. Разумеется, ударение он также может ставить по своему усмотрению.

«В лесу родилась елочка

в лесу она росла

зимой и летом стройная

зеленая была

метель ей пела песенку

спи елочка бай-бай

мороз снежком укутывал

смотри незамерзай

трусишка зайка серенький

по делочкой скакал

порою волк

сердитый волк по лесу пробегал».

Потом текст нужно совершенно произвольно разделить на слова. Выглядит это примерно так:

«В лесу родилась елочка

в лесу она росла

зимой и летом стройная зеленая была

метель ей пела песенку

спи елочка бай-бай

мороз снежком укутывал

смотри не замерзай

трусишка зайка серенький

под елочкой скакал

порою волк сердитый волк

по лесу пробегал».

При чтении подобной абракадабры ударение можно ставить так, как хочется. Задача участников игры – внимательно прослушать отрывок и определить, что же это такое. Чтобы легче было отгадать, им лучше записывать на бумаге отдельные слова, чтобы потом посмотреть на них и догадаться, каким текст был в первоначальном виде. Тот, кто правильно и быстро догадается, будет победителем в этой игре.

«Фигуры»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Выбирают ведущего. Он должен внимательно посмотреть на обстановку комнаты и нарисовать на бумаге какую-то фигуру. Геометрическая фигура должна символизировать какой-нибудь из предметов в комнате, значит нужно рисовать, передавая ее контур.

Игроки, внимательно посмотрев на рисунок, должны догадаться, какой предмет зашифрован в этом рисунке. Тот, кто быстрее даст правильный ответ, получает очко. В конце игры подсчитываются результаты. Победителем будет тот, кто наберет больше очков.

Сколько в слове слогов

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выбирают ведущего. Он называет слова, а остальные должны внимательно прислушиваться к каждому слову. Задача участников игры – быстро сказать, сколько слогов в том или ином слове. Тот, кто быстро и правильно отвечает на вопрос, получает очко. Кто ошибется – получает штрафное очко. В конце игры победителем будет тот, кто наберет больше очков при минимальном количестве штрафных.

Самая быстрая команда

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Выбирают ведущего, а все остальные разделяются на две команды. Обе команды должны встать в ряд. Потом все игроки должны рассчитаться по порядку, каждому будет принадлежать какой-то номер.

Ведущий должен назвать какой-нибудь номер, игроки обеих команд, носящие указанный номер, должны обежать всех присутствующих и встать на место. После этого называется еще какой-нибудь номер. И бегут другие. Выиграет та команда, игроки которой не пропустят ни одного номера и будут быстрее возвращаться на свое место.

Высоко и низко

Выбирают ведущего. Остальные встают рядом и вытягивают руки в стороны. Ведущий говорит: «Высоко!», и все должны встать на носки, подняв руки вверх.

Если ведущий говорит: «Низко!», все игроки должны присесть и руками коснуться земли. Сам ведущий может стараться запутать игроков, то есть сказать, например: «Высоко!», а сам при этом присядет и руками коснется земли. Или, наоборот, скажет: «Низко!», а сам поднимет руки вверх и встанет на цыпочки. Игрок, который ошибется, выходит из игры. Играют до тех пор, пока не останется последний игрок. Он считается победителем.

«Назови предмет»

Выбирается судья, а остальные должны взять листки бумаги и карандаши. За определенный промежуток времени, например за десять минут, на листке нужно переписать предметы, которые находятся в комнате, но в строго алфавитном порядке, при этом желательно использовать как можно больше букв алфавита. Судья проверяет записи каждого игрока. Победителем будет тот, кто назвал больше предметов.

Повторение

Для детей среднего школьного возраста.

Выбирают ведущего. Он называет разные слова. Все остальные должны молчать и внимательно следить за ведущим. Как только он скажет: «Повтори», все остальные должны быстро повторить слово, которое только что сказал ведущий. Например, он говорит: «Пешка, компьютер, рубин, скат, рыцарь, книга, олень, мокрица. Повтори!»

Игроки должны повторить последнее слово, то есть в данном случае это будет слово «мокрица». Ведущий внимательно следит за игроками. Тот, кто неправильно называет слово или не повторит его вообще, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник – самый внимательный.

«Что это было?»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Игроки делятся на две команды. Они подбирают различные тексты – стихотворение, отрывок из книги, из газеты, инструкция или что-то еще. Одна команда читает другой свой текст, но наоборот – с конца к началу. Читать нужно быстро и без запинок. Другая команда должна угадать, что именно им читают, и перевести прочитанное на нормальный язык.

Во все времена люди стремились стать как можно внимательнее. Это очень полезное качество, нужное человеку в самых разных ситуациях. Его можно и нужно развивать с детства. Внимательный школьник никогда не получит плохих оценок на уроках. Кроме того, он подмечает красоту окружающего мира, значит жизнь его становится намного интереснее и ярче.

Предлагаем вам игры, направленные на развитие внимания. Благодаря им вы сможете хорошо провести время, повеселиться и посмеяться, а также определить, кто из вас наблюдательнее и внимательнее. А если вы регулярно будете играть в такие игры, то, несомненно, станете намного внимательнее. И сами увидите, насколько вам поможет это качество. Итак, приятного вам времяпрепровождения!

Слова наоборот

Для детей среднего школьного возраста.

Каждое слово можно произнести наоборот, если прочитать его с конца. Иногда получаются достаточно интересные сочетания. И данная игра поможет значительно развить внимание.

Выберите ведущего. Он называет какое-то слово, а остальные должны быстро произнести слово наоборот. Например, ведущий говорит: «Школа», кто-то должен быстро произнести: «Алокш». Ведущий продолжает: «Стол», кто-то из игроков говорит: «Лотс»; ведущий произносит: «Богатство», игроки отвечают: «Овтстагоб». Тот, который первым правильно прочитал слово наоборот, получает очко. Если слово названо неправильно, засчитывается штрафное очко. В конце игры подсчитываются общие итоги. Побеждает тот, у кого больше очков при наименьшем количестве штрафных.

Можно играть по-другому. Ведущий называет слово наоборот, а играющие должны сказать его в нормальном виде.

Например, в ответ на «арги» они произносят – «игра», «игьнед» значит «деньги» т. д. За каждый правильный ответ засчитывается очко, за неправильный – либо штрафное, либо вычитается одно очко. Победителем будет тот, кто наберет больше очков. Эта игра великолепно развивает внимание, она же сумеет повеселить всех забавными словами, которые получаются в результате их прочтения задом наперед.

Отгадать слово

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Для игры надо 5-8 человек. Один из них выходит за дверь, а ведущий называет любое слово. Игроки придумывают предложения, в которых оно обязательно должно содержаться.

Игрок возвращается в комнату и по выбору просит кого-то из остальных участников назвать придуманное предложения. Он внимательно прислушивается и определяет, какое слово было задумано.

Эта игра на внимательность для самых маленьких. К тому же она еще и повышает реакцию.

Дети кладут свои указательные пальцы на ладонь взрослому, а тот через какое-то время неожиданно сжимает ладонь в кулак. Те игроки, которые не успеют убрать свои пальцы, проигрывают.

Если проигравших несколько, игра повторяется с теми, кто не успел убрать пальцы.

Для детей дошкольного возраста.

Эта игра на внимание учит названиям красок. Участвуют примерно десять человек, но можно и больше. Перед началом выбирают «сапожника», «портного» и «ткача». Они должны выйти из комнаты.

Дети решают, какими красками они будут. Затем в комнату возвращаются вышедшие. Они спрашивают: «Краски есть?» Дети отвечают: «Есть» и спрашивают: «А какие вам нужны?»

Начинает «портной». Он говорит: «Мне голубую». Выходит голубая краска и идет на службу к «портному». Затем «ткач» говорит: «Мне нужна зеленая краска». Выходит тот, который назвался зеленой краской, и идет на службу к «ткачу».

Если же названных красок нет, дети так и отвечают.

Ремесленники разбирают краски поочередно, и у кого впоследствии окажется их больше, тот считается победителем.

Для детей дошкольного возраста.

Игра на внимательность, помимо прочего, развивает ловкость, учит детей названиям фруктов.

Участвуют сколько угодно игроков. Все ребятишки, кроме одного, садятся в круг на стулья, а один выполняет роль покупателя. Он выходит из комнаты, остальные же выбирают себе названия фруктов.

«Покупатель» входит в комнату и говорит: «Я пришел с рынка, купил яблоко и грушу.» Игроки, которые назвались «яблоком» и «грушей», должны при этом поменяться местами. В тот момент, когда они будут это делать, «покупателю» надо постараться усесться на место одного из этих игроков. Если ему это удается, оставшийся «фрукт» становится новым «покупателем». Далее сцена повторяется.

О длительности игры можно договориться заранее.

Играть можно до тех пор, пока не надоест.

«Конь ретивый»

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Соберите примерно 7-10 человек. Выбирается ведущий. Все желающие играть должны встать перед ним полукругом.

Ведущий трясет кулаками перед собой и говорит: «Идет-бредет, идет-бредет». Все повторяют слова и движения ведущего, а он через какое-то время неожиданно говорит: «Коза с рогами!» Игроки должны при этом выставить вперед пальцы.

Если же ведущий назвал другое животное, у которого нет рогов, пальцы выставлять не следует. Тот, кто ошибся, должен выйти из игры. Победителями считаются игроки, оставшиеся в игре дольше всех. Игра может продолжаться так долго, как этого захотят ребятишки.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Помимо внимания, эта игра развивает координацию движения. Участники встают полукругом перед ведущим, которого следует выбрать заранее. Ведущий дает команду: «Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!» – и так далее.

Когда он говорит: «Ладонь!», дети должны направить кисть одной руки вверх, при этом ладонь должна быть выпрямлена, а в ее основание должны упираться пальцы второй выпрямленной руки. Когда ведущий дает команду: «Кулак!», игроки должны одну руку сжать в кулак, а в его основание должны упираться выпрямленные пальцы второй руки.

Ведущий постепенно увеличивает темп команд, а те из игроков, кто сбился, выбывают. Победителем считается тот, кто остался в игре последним.

«Тропинка»

Для детей среднего школьного возраста.

Всем желающим необходимо разделиться на две команды и выбрать ведущего.

В начале игры все становятся перед ведущим и маршируют. Через какое-то время ведущий говорит: «Тропинка!», и игроки одной команды должны встать друг за другом, положить руки на плечи впереди стоящего и присесть, наклоняя головы вниз.

Ведущий может сказать: «Команда!» В этом случае все играющие в одной команде собираются в круг, соединив поднятые руки сверху.

Если ведущий командует: «Кочки!», все приседают, наклоняя голову и прикрыв ее руками.

Ведущему необходимо отмечать, кто из участников выполняет задание быстрее и складнее. Эти игроки получают очки.

Победившей считается команда, набравшая больше очков.

«Горячий мячик»

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Игра способствует не только развитию внимания, но и скорости движения. В качестве инвентаря используется обыкновенный мяч.

Выбирается ведущий, который становится спиной к играющим, а они образовывают круг, взявшись за руки. Затем ведущий дает какой-либо сигнал, и игроки должны передать мяч по кругу по часовой стрелке. Через некоторое время ведущий говорит: «Стоп!». Тот, у кого в этот момент в руках окажется мяч, выбывает из игры.

Когда из всего круга останутся только два участника, они встают друг перед другом и по сигналу ведущего начинают передавать мяч друг другу. Когда прозвучит команда: «Стоп!», победит тот игрок, у которого в руках не будет мяча.

«Что не так?»

Для детей среднего школьного возраста.

Игра способствует развитию внимания, к тому же наверняка покажется чрезвычайно увлекательной. Заключается она в следующем. Ведущий заранее готовит рисунок, в котором сознательно допускает несколько ошибок. Игроки должны эти ошибки назвать, для чего рисунок пускается по кругу, и каждый находит по одному несоответствию.

Ошибки следует делать не слишком заметными, но в то же время понятными для детей.

Найди такой же

Эта игра на внимание рассчитана на самых маленьких. Кто-то из взрослых предлагает малышу выбрать из 5-6 кубиков те, которые имеют схожие признаки с кубиком, находящимся в руках у другого малыша. Этими признаками могут быть цвет, размер, форма, рисунок.

Для детей среднего школьного возраста.

Два игрока встают лицом друг к другу на некотором расстоянии. Один из них совершает любые движения, а другой должен их в точности повторить. Сначала лучше делать не слишком сложные упражнения, а затем постепенно усложнять их. Можно ввести и дополнительное правило: повторять не только движения тела, но и меняющееся выражение лица.

Повторение движений

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Игроки встают вокруг ведущего. Он подходит к любому из ребят и делает какое-нибудь движение. Его должен повторить и игрок, которого он удостоил вниманием.

После этого уже два человека – игрок и ведущий – подходят к следующему игроку, и таким образом игра продолжается. Постепенно образуется колонна, возглавляемая ведущим.

Игроки двигаются строем, а когда ведущий дает команду, они должны как можно быстрее образовать круг. При этом каждый старается занять свое прежнее место. Тот игрок, которому места не достанется, становится новым ведущим.

Играть можно до тех пор, пока не надоест. Победителем считается тот, кто ни разу в течение игры не станет ведущим.

Предлагаем подборку простых и интересных , которые развивают у детей внимание и память. Данный материал может быть использован как в повседневной деятельности, так и при проведении . Некоторые упражнения могут стать отличным дополнением к физкультминуткам. Небольшая подборка подобных игр на развитие внимания и памяти дошкольников публиковалось в .

Игра «Печатная машинка»

Каждому игроку присваивается 1-2-3 буквы алфавита (в зависимости от количества участников, чтобы все буквы были распределены). Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. На сигнал ведущего ученики начинают «печатать». Когда слово будет «напечатано», все дружно хлопают.

Игра «Мебель»

Участникам игры предлагают представить себя каким-то предметом интерьера и занять соответствующее место в помещении. Один из игроков — «хозяин» комнаты — знакомится с интерьером. Его можно представить с помощью выразительных поз участников игры. После этого «хозяин» выходит из помещения. Однако, появляется его «сын» — шалунишка и делает перестановку в помещении. «Хозяин» должен все расставить так, как было.

Игра «Какие звуки повторяются?»

Вариант 1. Ведущий зачитывает 4-5 слов, в каждом из которых встречается какой-то один звук. Например: хлеб — халат — хомяк — мех. Дети определяют звук, который повторяется в каждом слове.

Вариант 2. Дается набор слов, в которых повторяются 2 звука.

Упражнение «Слушай аплодисменты»

Дети свободно двигаются по кругу, когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, все принимают соответствующую позу (на 10-20 с).

Количество аплодисментов

1. Поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге)

2. Поза «лягушки» (ребенок приседает)

3. Дети продолжают движение по кругу

Упражнение «В магазине зеркал»

Ведущий: «Представьте себе, что в магазин, где продаются зеркала, вошел мужчина с обезьянкой на плече. Она увидела себя в зеркале, и подумала, что это другие обезьянки и начала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей такие же гримасы».

Выбирается ребенок на роль обезьянки, а все остальные — ее отражение в зеркалах.

Упражнение «Слово на одну букву»

Ведущий предлагает всем придумывать слова на одну букву. Дети по кругу говорят каждый свое слово, не повторяя уже названных. Выигрывает тот, кто последним назовет слово.

Упражнение «Летели дракончики»

Дети стоят в кругу, выставив вперед ладони. Ведущий идет, тихонько поочередно бьет по ладоням, говоря:

«Летели дракончики,

Ели пончики.

Сколько пончиков,

Столько и дракончиков»

На последнее слово тот, к кому прикоснулись последним, говорит произвольное число, после этого ведущий считает ладони к заданному числу, тот на кого выпадает заданное число, должен спрятать за спину руки, которые ведущий пытается схватить.

Упражнение «Буквы алфавита»

Каждому ребенку присваивается буква алфавита. Ведущий называет букву, а ребенок, которому присвоена эта буква, хлопает в ладоши.

Упражнение «Запрещенное движение»

Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения, которые он показывает. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять, тот, кто повторит запрещенное движение, выбывает из игры.

Упражнение «Запретная цифра»

Выбирается определенная цифра (например 4), которую запрещается называть. Дети становятся в круг и по часовой стрелке считают по очереди «1, 2, 3 …». Когда подходит очередь к четвертому ребенку, он не говорит цифру, а хлопает в ладоши.

Упражнение «Тень»

Из группы выбирают двоих детей, один — «путешественник», второй — «тень», остальные — зрители.

«Странник» идет через поле, а за ним сзади на 2-3 шага — его «тень», которая пытается скопировать движения. Желательно стимулировать «путешественника» для выполнения различных движений: сорвать цветок, посмотреть вдаль, присесть, попрыгать на одной ноге и т.д.

Упражнение «Топ-хлоп»

Ведущий говорит фразы-понятия — правильные и неправильные. Если выражение верное — дети хлопают, а если неверное — топают. Например: «Летом всегда падает снег». «Картофель растет в земле». «Ворона — перелетная птица».

Упражнение «Волшебное слово»

Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет детям, что он будет показывать разные движения, а они должны их повторять, только в том случае, когда он скажет слово «пожалуйста». Если ведущий этого слова не скажет, дети движения не повторяют.

Упражнение «Карлики и великаны»

Дети стоят в кругу, а ведущий подает команды: «Карлики» или «Великаны». Дети должны приседать или вставать, услышав соответствующую команду.

Упражнение «Что изменилось?»

Выбирается один ребенок, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то меняет в своей внешности (ведущий может помогать ребенку). Ребенок возвращается, и дети должны найти, что изменилось.

Упражнение «Вычеркни букву А»

За определенное время вычеркнуть, не пропуская ни одной буквы «А» из текста.

Упражнение «Ералаш»

Что такое ералаш? Это беспорядок. К примеру:

Злой кабан сидел на ветке.

Пароход сидел в клетке.

Соловей давал гудок…

Наведите порядок в стихотворении и тогда исчезнет ералаш.

Упражнение «Письмо от Незнайки»

Ведущий говорит, что получил вот такое письмо от Незнайки:

«Вот закончилось лето и наступила золотая осень. С юга вернулись птицы, проснулись звери от зимней спячки. Уже кое-где зеленеет молоденькая травка и дни не такие холодные, как летом».

Вам понравилось это письмо?

Как следует писать?

Что в письме перепутано?

Упражнение «Кто в группе внимательный»

Ведущий читает отрывок сказки, но с ошибками, называя не те слова. Дети слышат неправильное слово — поднимают красные флажки. Ведущий перестает читать, дети исправляют ошибку, ведущий продолжает читать текст.