Россия на карте. Россия на карте Как определить азимут на определённый предмет
2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.
Чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут.
1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.
2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:
- Найдите на карте в учебнике водные объекты, равнины, горы.
3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): работа выполнена, цель достигнута.
Презентация : сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
4. Карта - богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.
Вариант 1. Допиши названия.
Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.
а) Дон, Обь, Лена, Индигирка - это реки.
б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград - это города.
Вариант 3. Приведи примеры (2-3 в каждом пункте).
а) Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин.
б) Полуострова: Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров.
1. Допиши определение.
Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.
Чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут.
1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.
Север на карте вверху, юг - внизу, запад - слева, восток - справа.
2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:
Найдите на карте в учебнике водные объекты, равнины, горы.
3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): работа выполнена, цель достигнута
Презентация : сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
4. Карта - богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.
Вариант 1. Допиши названия.
- Северный Ледовитый океан
- Восточно-Европейская равнина
- Баренцево море
- Уральские горы
- Западно-Сибирская равнина
- Чёрное море
- Кавказские горы
- Охотское море
- Тихий океан
Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.
а) Дон, Обь, Лена, Индигирка - это реки
б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград - это города
Вариант 3. Приведи примеры (2-3 в каждом пункте).
а) Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин
б) Полуострова: Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров
Подумай, в чём различие между островами и полуостровами. Объясни (устно).
Острова полностью окружены водой, а полуострова имеют соединение с «большой» землёй.
Вариант 4. Найди на карте реку Волгу. Выпиши названия городов, которые стоят на Волге.
Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород
Впервые столкнувшись с изучением карт, многие спросят «Зачем нужно уметь читать карту ?», забывая при этом, что карта, как и любая книга, несет в себе разнообразную, ценную и богатую информацию.
Карта является важнейшим человеческим изобретением. На карте отображается и передается информация о земной поверхности.
Первые географические карты появились в глубокой древности, а начиная с эпохи Возрождения, их смело можно считать произведением искусства, т.к. над их созданием трудились не только картографы и географы, но и художники и граверы. Самыми известными художниками, которые занимались прорисовкой карт, были Леонардо да Винчи, Альфред Дюрер, Жак Галло и другие.
Современные карты, созданные при помощи компьютерной графики, представляют собой смесь картографии, дизайна и высоких информационных технологий.
Для удобства пользованиями картами единой территории в XVI веке выдающимся картографом Герардом Меркатором был создан первый атлас, который содержал сборник карт.
Карты являются неотъемлемой частью нашей жизни. В путешествии или в дороге мы пользуемся картами-путеводителями, при помощи карт даем погодные прогнозы, прорисовываем рельеф местности или залежи полезных ископаемых. Кроме этого, существуют карты небесных тел – Луны и Звездного неба.
Еще со школы мы знакомы с общегеографическими картами, изображающими основные элементы определенной местности – рельеф, населенные пункты, животный и растительный мир… Кроме географических существуют тематические карты, уделяющие внимание определенным элементам (температуре или осадкам), топографические, геологические, политические…
Любые изменения, происходящие с границами государств или поверхностью планеты, отображаются на картах. Именно поэтому картографы никогда не останутся без работы, занимаясь обновлением информации существующих карт.
Школьная программа предусматривает изучение карт и получение навыков их чтения. Зачем нужно уметь читать карту? Чтение карт и их условных обозначений позволяет составить описание местности, ландшафта, географических объектов, высоты возвышенностей и т.п. Кроме этого, чтение карты стимулирует и развивает логическое и диалектическое мышление, широко и многосторонне охватывая изображенные на ней явления и предметы.
Как правильно читать карту?
Чтение карты – это не только чтение ее условных обозначений, но еще и живое воображение. Чтобы правильно прочитать карту, необходимо, используя условные знаки, ясно и отчетливо представлять изображенную местность. Кроме условных обозначений, на географических картах указывают цифровые характеристики объектов, типовые формы и детали рельефа.
Условные обозначения топографических карт внешне сходны с изображаемым объектом, поэтому они удобны и просты в запоминании.
Сложнее запоминаются буквенно-цифровые обозначения и подписи характеристик предметов местности, к которым относится, например, лес (породы деревьев, средняя высота и толщина, расстояние между стволами).
Самым трудным является чтение рельефа, которое заключается в изображении его формы – горы, хребты, лощины, овраги.
Чтение рельефа местности и находящихся на ней предметов – неразрывный поэтапный процесс, с которого начинается чтение карты, словно книги.
Понимание, чтение и знание карты
Э ти три термина имеют различное значение, хотя и употребляются, как синонимы.
- Понимание карты – знания о том, что представляет собой карта, изучение ее содержания, назначения, свойств, условных знаков.
- Чтение карты – умение делать заключения об особенностях географии местности, используя сочетания условных обозначений; изучение и понимание различных природных явлений.
- Знание карты – объединение первых двух умений, результатом которого является представление по памяти расположения, форм и названий географических объектов.
Используя условные обозначения и их сочетания, можно без труда «путешествовать» по миру, не выходя из дома. Чтение картографической азбуки, разбавленное воображением, позволяет «создать» образ реальной местности. На вопрос, зачем нужно уметь читать карту , можно найти множество ответов, каждый их которых соответствует конкретной цели – ориентация на незнакомой местности во время похода, изучение определенной территории или проведение научного исследования распространенного в конкретной местности явления.
Космическая картография
В последнее время картографы пользуются космическими съемками, которые являются экономически выгодными и эффективными для изучения и составления карт мало изученных территорий, например, таких, как глобальные разломы земной поверхности, видимые только с большой высоты, или для изучения динамики явлений, прикрепленный к определенной дате (синоптические карты).
Последним достижением картографии является применение компьютерных технологий ГИС (географические информационные системы).
GPS-служба
Благодаря новым достижениям техники и космической отрасли, сегодня мы имеем возможность пользоваться современными навигационными системами, позволяющими определять время и дальность в любой точке мира. Эта навигационная система носит название «GPS». С ее помощью свои навигационные задачи решают не только военные, но и гражданские службы. GPS-приемник дает возможность определить координаты объекта (широту и долготу), скорость движения и точное время.
Благодаря новой навигационной системе и возможности компьютерной обработки данных, можно без проблем проложить любой маршрут следования в цифровом виде.
1. Допиши определение.
Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.
Чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут.
1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.
Север на карте вверху, юг - внизу, запад - слева, восток - справа.
2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:
Найдите на карте в учебнике водные объекты, равнины, горы.
3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): работа выполнена, цель достигнута
Презентация : сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
4. Карта - богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.
Вариант 1. Допиши названия.
- Северный Ледовитый океан
- Восточно-Европейская равнина
- Баренцево море
- Уральские горы
- Западно-Сибирская равнина
- Чёрное море
- Кавказские горы
- Охотское море
- Тихий океан
Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.
а) Дон, Обь, Лена, Индигирка - это реки
б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград - это города
Вариант 3. Приведи примеры (2-3 в каждом пункте).
а) Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин
б) Полуострова: Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров
Подумай, в чём различие между островами и полуостровами. Объясни (устно).
Острова полностью окружены водой, а полуострова имеют соединение с «большой» землёй.
Вариант 4. Найди на карте реку Волгу. Выпиши названия городов, которые стоят на Волге.
Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород